Банковское регулирование и надзор. В России Центробанк является органом банковского регулиро­вания и надзора, хотя во многих странах они возлагаются на специаль­ные органы

В России Центробанк является органом банковского регулиро­вания и надзора, хотя во многих странах они возлагаются на специаль­ные органы. Это обусловлено коренным реформированием банковской системы с начала 1990-х гг. (главную роль в котором сыграл Банк Рос­сии), пока еще не вполне стабильной, обладающей недостаточным опы­том государственного регулирования, надзора в целом и др.

Под банковским регулированиемпонимается комплекс адми­нистративных и экономических мер по организации и обеспечению стабильности и надежности работы банков, защите интересов вклад­чиков и кредиторов, исходя из целей и задач денежно-кредитной поли­тики.

Надзор— это комплекс мер по обеспечению режима законности в деятельности банков.

Необходимость регулирования и надзора за деятельностью бан­ков и других кредитных организаций, а также банковских групп выте­кает из их общественно полезного назначения, необходимости удов­летворения потребностей общества в деньгах, работы с учетом интересов общества. С одной стороны, кредитные организации оперируют деньга­ми — достоянием всего общества, с другой стороны, они являются обыч­ными коммерческими предприятиями, заинтересованными прежде всего в получении прибыли. В условиях использования неполноценных де­нег возникает противоречие между необходимостью поддержания оп­тимального количества денег для обеспечения их устойчивости и в то же время стремлением банков к неограниченному выпуску денег для увеличения кредитных ресурсов, размещения их в активы, и получе­ния прибыли. Максимально сглаживать это противоречие и призваны осуществлять банковское регулирование и надзор в тесной взаимосвя­зи с денежно-кредитным регулированием.

Основные виды банковского регулирования административного характера (связанного с государственно-властными полномочиями) таковы:

1) нормотворчество, в процессе которого на базе законодатель­ства регламентируются порядок и требования к государственной регистрации кредитных организации, лицензированию деятельности и соот­ветственно к допуску их в денежно-кредитную сферу, устанавливаются правила проведения основных операций, учета и отчетности, органи­зации внутреннего контроля;

2) регистрация, лицензирование деятельности и ее изменений (расширения, реорганизации в различных формах), выдача разреше­ний на использование иностранного капитала, открытие филиалов и др.;

3) установление экономических нормативов деятельности (этот вид регулирования содержит и черты экономического характера): норм обязательных резервов, нормативов ликвидности, достаточности капи­тала, уровней кредитного, депозитного рисков и др.;

Банковское регулирование, включающее в себя экономические меры, основано на рыночных (договорных) отношениях и осуществля­ется в процессе проведения операций центрального банка с кредитными организациями (расчетных, эмиссионно-кассовых, валютных, рефинан­сирования, на открытом рынке), а также путем установления процент­ных ставок и др. Эти отношения регулируются нормами гражданского законодательства (без связи с осуществлением государственно-власт­ных полномочий).

Основными видами надзора являются дистанционный докумен­тарный(посредством анализа отчетности — текущий надзор) и ин­спекционный (посредством проверок на месте — последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные(превентив­ные) и принудительные меры воздействия.

Банковское регулирование и надзор организуются Банком Рос­сии на основе широкой нормативной базы по всем отмеченным выше направлениям с учетом особенностей, присущих регулированию и над­зору за деятельностью кредитных организаций на рынках ценных бу­маг и валютном. В процессе надзора особое внимание уделяется ранней диагностике отклонений и нарушений в банковском бизнесе, функцио­нированию системы внутреннего контроля.

Банком России введено представление кредитными организаци­ями отчетности (как базы дистанционного надзора) в электронном виде. При изучении (и анализе) отчетности с использованием про­граммных методов определяются финансовое состояние банков и сте­пень выполнения ими пруденциальных (благоразумных) норм деятель­ности. На основе анализа банки классифицируются по двум категориям: финансово стабильныеи проблемные с выделением в них групп с раз­личной степенью устойчивости финансового состояния.

Центральный банк проводит постоянную работу по совершенство­ванию порядка оценки финансовой устойчивости банков, необходимость в котором особенно проявилась в связи с реализацией Федерального за­кона от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в бан­ках Российской Федерации». Согласно разработанной методике, все бан­ки подразделяются на допускаемыеи недопускаемыев систему страхова­ния вкладов. Значимость такого решения состоит в том, что последние утрачивают право привлекать вклады населения (важнейшего и самого устойчивого ресурса банков), открывать и вести банковские счета.

Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические(с учетом целевого назна­чения и степени проблемности), плановые(организуемые по плану, ут­вержденному руководством Банка России), внеплановые(по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться в координации с налоговыми, пра­воохранительными и другими органами.

По результатам проверки составляется акт с указанием наруше­ний. О необходимости их устранения кредитным организациям направ­ляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыпол­нения которых в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) применяются соотвествующие меры воздействия. Выбор этих мер, предусмотренных ст. 74 Фе­дерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.), определяется исходя из наиболее эффектив­ного решения задач надзора. К ним относятся:

— взыскание штрафов;

— требование осуществления мероприятий по финансовому оз­доровлению кредитных организаций, в том числе изменения структу­ры ее активов, замены руководителей и др.;

— введение запрета на проведение отдельных банковских опера­ций на срок до одного года;

— назначение временной администрации по управлению кредит­ной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кре­дитная организация должна быть ликвидирована согласно требованиям Закона «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.), в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями Федерально­го закона от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп.).

Ключевое значение для дальнейшего развития в России банков­ского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских согла­шений, так называемых Базель-1 (1988 г.) и Базель-П (2004 г.). Они нацелены на эффективное управление банковскими рисками и пре­дусматривают унификацию требований и стандартов банковской дея­тельности во всех странах, что обусловлено всеобщим характером пос­ледней в условиях глобализации мировой экономики, использованием новейших информационных технологий. Указанная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организаци­ями: МВФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулирова­нию и надзору (так называемый Комитет Кука). Банк России стал чле­ном этого Банка в октябре 1996 г.

Банковское регулирование и надзор Банка России неразрывно связаны с аналогичными функциями в валютной сфере — валютным регулированием и валютным контролем как главными составными ча­стями валютной политики.

Наши рекомендации