Банковское регулирование и банковский надзор: цели, основные инструменты

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Глава Х. Банковское регулирование и банковский надзор

Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского

надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными

организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов

Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются

поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов

вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность

кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим

Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган -

Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России,

обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом

директоров

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России

из числа членов Совета директоров.

Статья 57. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и

банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и

отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными

законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении

бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся

не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,

установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных

организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по

полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок

предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления

консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской

Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и

получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов

исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит

разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев,

предусмотренных федеральными законами.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о

банковской системе Российской Федерации.

Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую Банком

России и передаваемую им по поручению Правительства Российской Федерации

международным организациям.

Статья 58. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения

несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной

федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих

лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные

федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных

организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов

документы, не предусмотренные федеральными законами.

Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных

организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу

государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям

лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных

лицензий и отзывает их.

Статья 60. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами

устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета

директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его

заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера,

заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности

руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного

бухгалтера филиала кредитной организации.

Статья 61. Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее -

приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка

России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации сообщает

заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть

мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение

указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

Уведомление о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации

направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения. Порядок

получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов

акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении

свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными

законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и

получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров)

кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей)

кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению

приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20

процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного

финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных

федеральными законами.

Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств нерезидентов

регулируется федеральными законами.

Статья 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России

может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) утратил силу;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал

кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое

может быть внесено в оплату уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации

для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств,

предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам

(акционерам).

Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут

устанавливаться Банком России для банковских групп.

Статья 63. Утратила силу с 1 января 2007 г.

Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними,

устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной

организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных

средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов

кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также

суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или

группе связанных заемщиков.

Статья 65. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как

выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и

размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в

пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной

организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов

размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций

(банковских групп).

Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и

других факторов;

отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до

востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных

активов.

Статья 67. Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются

как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской

группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

Статья 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции

кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Статья 69. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до

налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь

по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными

законами.

Статья 70. Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной

организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как

выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала)

кредитной организации (банковской группы).

Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской

группы).

Статья 71. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств,

предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам

(акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной

организации (банковской группы).

Указанный норматив не может превышать 50 процентов.

Статья 72. Банк России устанавливает методики определения собственных средств

(капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их

расчета по видам кредитных организаций.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально

объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации

Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки,

устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана

отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала),

определенный Банком России.

Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше

размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее учредительными

документами, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о

приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного

капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке,

сроки и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности

(банкротстве) кредитных организаций".

Банк России устанавливает условия включения субординированных кредитов

(депозитов, займов, облигационных займов) в состав источников собственных средств

(капитала) кредитной организации, а также условия исключения субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов) из состава источников собственных средств (капитала) кредитной организации. Сумма субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) после предварительного согласования с Банком России, осуществляемого в порядке, установленном нормативным актом Банка России, может быть исключена из расчета собственных средств (капитала) кредитной организации при досрочном расторжении договора субординированного кредита (депозита, займа), досрочном погашении облигаций по инициативе кредитной организации - заемщика.

Банк России вправе приостановить выплату основной суммы долга и (или) процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа) или облигациям в порядке, установленном нормативными актами Банка России, в случаях, если приостановление выплат предусмотрено договором субординированного кредита (депозита, займа) или зарегистрированными условиями эмиссии облигаций и осуществление очередных платежей в пользу кредиторов приведет к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Одновременно Банк России устанавливает запрет на принятие кредитной организацией решений о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также запрет на распределение прибыли между ее учредителями (участниками), выплату им дивидендов, удовлетворение требований учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации. Приостановление выплат по договору субординированного кредита (депозита, займа) или по облигациям и запрет на принятие кредитной организацией решений о распределении прибыли, выплате (объявлении) дивидендов, а также запрет на распределение прибыли между ее учредителями (участниками), выплату им дивидендов, удовлетворение требований учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации подлежат отмене при условии устранения реальной угрозы возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства по ходатайству кредитной организации, представляемому в порядке, установленном Банком России.

Статья 73. Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк

России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по

одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной

организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности

кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала)

по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной

организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим

основаниям:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной

организации;

по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров

может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждени Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. Указанные признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.

Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов,

издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России,

непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера

оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного

капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в

том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в

статье 60 настоящего Федерального закона;

осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации

обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских

операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций,

на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на

срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации

устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними

нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в

результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению

банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О

несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые

самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

8) утратил силу.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за

совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи,

если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

Статья 75. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций

(банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их

вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры,

предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета

директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных

организаций.

Статья 76. Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в

кредитную организацию в случаях, если:

1) кредитной организацией получен от Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) кредит (заем) в иностранной валюте в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации");

2) кредитной организацией получен от Банка России субординированный кредит (заем)

в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке

финансовой системы Российской Федерации";

3) кредитной организацией получен от Внешэкономбанка субординированный кредит

(заем) в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О дополнительных мерах по

поддержке финансовой системы Российской Федерации";

4) в кредитной организации размещены средства федерального бюджета на банковских

депозитах в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

5) кредитной организацией получен кредит Банка России в соответствии с пунктом 1.1

статьи 46 настоящего Федерального закона на срок более одного месяца;

6) Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"

осуществили в отношении кредитной организации меры по предупреждению банкротства

банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических

лиц в банках Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 27 октября

2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской

системы в период до 31 декабря 2011 года".

Уполномоченные представители Банка России могут быть назначены в кредитную

организацию со дня поступления в кредитную организацию средств (части средств)

соответствующего кредита (займа) или депозита, и их деятельность может осуществляться до

дня полного исполнения кредитной организацией обязательств, возникших в связи с

получением соответствующего кредита (займа) или депозита.

Уполномоченный представитель Банка России вправе получать от кредитной

организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной

организацией единоличному и коллегиальному исполнительным органам.

В рамках осуществления своей деятельности уполномоченный представитель Банка

России вправе:

1) участвовать без права голоса в заседаниях органов управления кредитной

организации, а также органов кредитной организации, принимающих решения по вопросам

кредитования, управления активами и пассивами кредитной организации;

2) получать от кредитной организации информацию и документы, которые касаются

деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, предоставления гарантий,

управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами).

Кредитная организация обязана представлять уполномоченному представителю Банка

России по его запросу информацию и документы, которые касаются деятельности кредитной

организации по вопросам кредитования, в том числе об осуществленных и планируемых

объемах кредитования и его условиях, а также по вопросам предоставления гарантий,

управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами), и обязана не

препятствовать деятельности уполномоченного представителя Банка России.

В период осуществления деятельности уполномоченного представителя Банка России

кредитная организация обязана до совершения сделок или операций представлять

уполномоченному представителю Банка России информацию о своем намерении совершить

следующие виды сделок или операций:

1) связанных с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду,

залог, с внесением его в качестве вкладов в уставный капитал третьих лиц, с распоряжением

таким имуществом иным образом, с заменой недвижимого имущества, находящегося в залоге

у кредитной организации, на иной предмет залога или иной вид обеспечения;

2) связанных с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая

стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной

организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и

поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией,

отступным, а также с учреждением доверительного управления;

3) связанных с исполнением своих обязательств по полученным кредитам (займам),

депозитам, договорам купли-продажи с совершением позднее обратной сделки, а также по

иным сделкам, если балансовая стоимость обязательства или группы связанных обязательств

по таким сделкам составляет более 1 процента балансовой стоимости пассивов кредитной

организации;

4) связанных с переводом денежных средств в иностранные банки, если сумма

перевода или группа связанных переводов составляет более 1 процента балансовой

стоимости активов кредитной организации;

5) с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации

лицами, определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, в отношении

которых кредитная организация в соответствии с федеральным законом является

заинтересованным лицом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет

возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на

решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность

прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения,

принимаемые органами управления кредитной организации, в случае, если такие сделки или

операции совершаются на сумму, составляющую более 0,5 процента балансовой стоимости

активов (пассивов) кредитной организации.

Порядок представления кредитной организацией информации и документов

уполномоченному представителю Банка России устанавливается Банком России.

В случае невыполнения кредитной организацией требований настоящей статьи к ней

могут быть применены меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а контрагенты кредитной организации по договорам, заключенным с кредитной организацией и предусмотренным частью первой настоящей статьи, вправе потребовать досрочного исполнения обязательств кредитной организации по таким договорам.

Уполномоченные представители Банка России являются служащими Банка России.

Порядок назначения уполномоченного представителя Банка России, осуществления им

деятельности и прекращения осуществления им своей деятельности устанавливается Банком

России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Вексельное обращение.

Вексельное обращение

В системе платежного оборота особое место занимает вексельное обращение 1 .

Вексель – это составленное в строго установленной законом форме письменное бесспорное обязательство одного лица (векселедателя) уплатить другому лицу (векселедержателю) указанную на векселе сумму.

По сути вексель – это торговые деньги, выполняющие функцию средства обращения и платежа, а по форме обращения – ценная бумага.

Простой вексель (соло) представляет собой долговое обязательство, по которому плательщиком выступает векселедатель.

Переводной вексель (тратта ) предполагает перепоручение век селедателем (трассантом) обязательства заплатить по векселю третьему лицу – своему должнику (трассату), который должен акцептовать вексель, т.е. согласиться заплатить, после чего вексель переходит к лицу,

которому, или по приказу которого, должна быть произведена оплата – ремитент (первоприобретатель , бенефициар). Схема оборота переводного векселя представлена на рис. 59.

Вексель может передаваться от одного векселедержателя другому посредством осуществления индоссамента – передаточной надписи на оборотной стороне векселя или аллонже (дополнительном листе).

Функции векселя :

• средство расчета или платежа – вексель возникает из кредитной сделки, оплата по нему обязательна (при условии финансовой надежности векселедателя);

• средство обращения – обеспечивается наличием индоссамента (чем их больше, тем вексель надежнее, т.к. все векселедержатели несут солидарную ответственность за платеж по нему);

• ценная бумага, согласно Гражданскому кодексу и Закону о переводных и простых векселях, может использоваться в качестве залога, быть предметом купли / продажи.

В системе безналичных расчетов векселя замещают отсутствие ре альных денег и имеют ряд преимуществ перед банковской ссудой. Преимущества векселя в обращении:

• векселя более мобильны, часть их стоимости может быть получена векселедержателем до срока погашения путем продажи или залога;

• вексель – эффективное средство погашения взаимозадол женностей между предприятиями;

• вексель как абстрактное долговое обязательство не связан с условиями сделки;

• в значительной степени удовлетворяет потребность хозяй ственного оборота в ликвидных активах.

Проблемы использования векселей в России:

• глубокие нарушения пропорциональности хозяйственного оборота, ограниченность реального коммерческого кредита (преоб ладает предоплата); идеальный инструмент обслуживания серого и черного оборота (примерно 20% ВВП);

• в случае массового характера неплатежей по причине нехватки или отсутствия у предприятий собственных оборотных средств замена живых денег;

• сложность объективной оценки вексельной способности рождает эмиссию значительного количества необеспеченных вексе лей;

• большая доля в обращении финансовых векселей, т.е. воз никающих не из реальной потребности торговопромышленного

оборота, а из потребности мобилизации денежных ресурсов на финансовых рынках.

• использование векселей в целях сокрытия прибыли от

налогообложения, которое связано с несовершенством налогового

законодательства и отнесением векселя к категории ценная бумага.

Роль банков в организации вексельного обращения

Все операции банков с векселями можно разделить на три группы:

1. Выпуск собственных векселей с целью привлечения свободных денежных средств.

2. Вексельное кредитование.

3. Организация расчетов с использованием векселей.

3.1. Векселей банка.

3.2. Разработка вексельных схем взаимозачетов для клиентов банка.

С использованием векселей банки формируют цепочки взаимозачетов как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В основе такой практики лежат механизмы вексельного кредитования

Наши рекомендации