Тема 6. Банковское регулирование и надзор

Сущность, содержание и функции банковского регулирования и надзора

Банковское регулирование и надзор – это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Банковский надзор представляет собой систему, вклю­чающую ряд элементов: цель надзора, субъекты, сфера (предмет), методы, механизм, инструменты, нормативно-правовая основа.

Цель надзора – стабильность банковской системы и кредитных организаций, в силу чего его главная задача – не наказание банка, а создание условий для предотвращения неустойчивого финансового положения, включая инструктивную работу с банками, в том числе методологическую и консультативную помощь.

Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Банковский надзор могут осуществлять как центральный банк, так и другой орган, уполномоченный государством. В РФ органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.[1]

Поднадзорными кредитными институтамисчитаются все банковские и небанковские кредитные организации, а также иностранные банки, осуществля­ющие операции в данной стране, и банковские группы.

Объектами надзора в современных условиях являются:

- процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организаци­онно-правового формирования банковской системы;

- текущая деятельность кредитных организаций и управление ею;

- состояние учета и отчетности в кредитных органи­зациях.

Основными методами банковского надзора являются:

- пруденциальный (дистанционный, документарный) надзор1 – на основании форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями в Центральный банк;

- инспектирование – инспекционные проверки деятельности кредитных организаций с выездом на места.

Механизм надзоракак совокупность действий надзор­ного органа можно рассматривать в разных аспектах.

С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

- лицензирование и государственная регистрация бан­ковской деятельности;

- дистанционный надзор;

- контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

- разработка методологических документов, определя­ющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требо­вания к действующим кредитным институтам; осно­вания для отзыва лицензии; программы аналити­ческих и институциональных проверок;

- аналитическая работа по изучению представляемой кредитными организациями отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок, по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных организаций;

- контрольная работа, охватывающая оценку досто­верности представляемой кредитными организациями отчетности, их финансового состояния и качества управления;

- оценочная работа, осуществляемая на основе анали­тических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию кредитных организаций по степени про­блемности;

- организация дифференцированных отношений с каждой кредитной организацией: предоставление права на получе­ние от Центрального банка (если он является надзор­ным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловлен­ного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.

Инструменты надзораопределяются основными направлениями, по которым он осуществляется (см. табл. 12).

Таблица 12

Основные инструменты банковского надзора

Направление надзора Инструменты
Лицензирование и государственная регистрация   - требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации; - виды лицензий; - требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения; - основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва.
Дистанционный надзор - пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным организациям; - методы и методики анализа отчетности и другой информации о кредитной организации; - методы и методики оценки деятельности кредитной организации и классификация их по степени проблемности; - система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации, нарушающие пруденциальные нормы и требования.
Инспектирование - программа инспектирования; - методы и методики комплексных и тематических проверок кредитных организаций; - рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки; - процедуры рассмотрения результатов проверки и принятия соответствующих решений.

Единство системы надзора обеспечивается его нормативно-правовой основой,входящей в эту сис­тему в качестве самостоятельного элемента. Основными документами, относящимися к системе банковского надзора, являются:

- Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- Федеральный закон от 02.12.1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

- Инструкция Банка России от 02.04.2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;

- Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков»;

- Инструкция Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Подразделения надзора и инспектирования территориальных учреждений Банка России осуществляют следующие функции:

- контроль за соблюдением кредитными организациями пруденциальных норм1 деятельности, включая соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов;

- комплексный анализ деятельности кредитных организаций, функционирующих в субъекте Федерации, в том числе оценку их финансового состояния, принимаемых ими рисков (кредитных, рыночных, потери ликвидности и др.);

- планирование, проведение и рассмотрение результатов инспекционных проверок кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков;

- применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности, анализирует эффективность их применения;

- прием, проверка и направление в Банк России отчетности кредитных организаций;

- подготовка разъяснений по вопросам кредитных организаций, обусловленных особенностями их функционирования, применения нормативных актов Банка России.

Наши рекомендации