Банковское регулирование и надзор

Цели и задачи банковского регулирования и надзора

В соответствии с ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

· не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

· макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

· социально-экономические приоритеты развития общества;

· совершенство законодательной базы;

· проводимая Банком России кредитная политика;

· степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

· исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

– под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

– ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

– независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

– смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

В последнее время в России отдельные банковские операции, в первую очередь ценными корпоративными бумагами, переходят под контроль другого государственного органа – Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), на практике преобладает сочетание методов того и другого видов (схема 4). Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор».

Банковский надзор
Прямой (превентивный)
Защитное регулирование
Лицензирование банковской деятельности
Текущий надзор
– выдача лицензий; – отзыв лицензий
– требования к выполнению обязательных нормативов; – контроль над отдельными банковскими операциями; – жесткая система отчетности и аудита; – принятие мер воздействия и т.п.
– относительная свобода лицензирования; – рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; – возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; – отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; – создание системы саморегулирующихся организаций
Разумный банковский надзор

Схема 4. Структура банковского надзора

Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организаций банковской деятельности.

Методы делятся на: административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, лимит на привлечение вкладов физических лиц – не более 100% к капиталу банка или запрет на проведение страховых операций с клиентами.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе "О банках и банковской деятельности" и нормах международного банковского права. Они могут включать как административные, так и экономические методы.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

· анализ отчетности КБ, регулярно представляемый в Банк России в установленном порядке;

· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчет о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

· взыскать штраф;

· назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

· отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Раздел3. Коммерческие банки в России.

Тема 3.1. Организационно – правовые основы деятельности коммерческих банков.

Под кредитной организацией понимается коммерческая организация в форме хозяйственного общества, действующего на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ и осуществляющего банковские операции. с целью извлечения прибыли .

Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации могут быть 3-х видов: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки.

Банки имеют право осуществлять все банковские операции, перечисленные в Законе, а небанковские организации только те, которые установлены для них Банком России. Их допустимое сочетание устанавливается Банком России. В настоящее время можно выделить:

- депозитно-кредитные небанковские кредитные организации (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет), расчетные небанковские кредитные организации (открытие и ведение банковских счетов, осуществление переводов денежных средств);

- небанковские кредитные организации инкассации (инкассация денежных средств, ценных бумаг и иных ценностей).

Другой субъект банковской системы Российской Федерации - филиалы и представительства иностранных банков. К последним относятся банки, признанные таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы. В настоящее время иностранный капитал в банковском секторе проявляется не столько через создание филиалов и представительств, сколько через участие иностранных банков в уставном капитале дочерних кредитных организаций.

Вместе с тем вопрос о допуске филиалов иностранных банков является для России достаточно актуальным, особенно в свете вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Основным опасением, связанным с доступом филиалов иностранных банков на российский рынок банковских услуг, является то, что "дешевые ресурсы" иностранных банков, более высокие стандарты оказания банковских услуг могут привести к заметному ухудшению положения отечественных кредитных организаций и их конкурентоспособности по сравнению с зарубежными банками.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять сделки – услуги клиентам; трастовые, лизинговые, консультационные, информационные и др. Кроме того, она имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Начальный этап в деятельности кредитной организации связан с ее регистрацией и лицензированием деятельности Банком России.

Порядок регистрации и лицензирования установлен в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (гл. 2) и подробно изложен в Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав;

4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины;

6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения:

– о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

– о наличии (отсутствии) судимости.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.

Важным условием получения лицензии является 100% оплата в месячный срок со дня уведомления Банком России о положительном решении уставного капитала (УК) кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала устанавливается Банком России. Уставный капитал составляется из величин вкладов ее учредителей или акционеров.

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций установлен на 1 января 2003 г. – 5,0 млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций – 1,0 млн. ЭКЮ).

Наши рекомендации