Управленческие решения в системе менеджмента. Модели принятия решений
Менеджер – человек, который принимает организационные решения и реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения.
Решение это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому- либо выводу и необходимым действиям. Так, решениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, создание постоянно идущих, процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности. Управленческое решение — это выбор альтернативы ради достижения целей организации.Управленческое решение осуществляется руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции. Таким образом, принятие управленческого решения – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования множества допустимых альтернатив достижения поставленной цели. Решение управленческое, если оно направлено на: 1) стратегическое планирование деятельности организации; 2) управление управленческой деятельностью; 3) управление человеческими ресурсами; 4) управление производственной и обслуживающей деятельностью; 5) формирование системы управления компании; 6) управленческое консультирование; 7) управление внутренними или внешними коммуникациями.
Разработка и принятие решения в организации, как правило, это результат не индивидуального выбора отдельного человека, а сложного многопланового и многоэтапного группового процесса. Выделяют следующие элементы процесса разработки и реализации решений: специалисты-лица, разрабатывающие решения; эксперты-лица, оценивающие решения; консультанты – лица, обладающие глубокими знаниями в узкоспециализированных областях, участвующие в разработке сложных решений по отдельным вопросам; субьект решения –лица, наделенные правом принимать решения или организовывать их реализацию; обьект решения 0 лица, исполняющие решения.
Каждое управленческое решение должно включать:
-субъект(инициатор) решения: рук-ль, специалист, отдел, компания в целом.
-объект (исполнитель) решения: подчиненный, специалист, отдел, компания в целом.
-предмет решения
-цель разработки решения
-причина разработки или реализация решения
-персонал или население, для которых разрабатывается и реализуется управленческое решение.
Классифицировать управленческие решения можно с разных точек зрения.
1) По степени влияния на будущее организации - стратегические и тактические;
2) По степени самостоятельности решения - инициативные и предписанные.
3) В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации - долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет) и краткосрочные (до одного года) решения.
4) По степени сложности решения - простые, сложные и уникальные.
5) По форме решения могут быть правовыми и неправовыми.
6) По способом принятия - интуитивные, основанные на суждениях и рациональные решения.
По определению Шеннона: «Модель– это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Главная характеристика модели - упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.
Модель Саймона.Герберт Саймон предложил структурированный подход к принятию решений. Этапы ПР:
1)анализ проблемы и определение критериев (обдумывание)
2)поиск возможных вариантов (проектирование вариантов решений)
3)сопостовление решений с критериями и выбор лучшего)
Кроме того, Саймон выделил: запрограммированные и незапрограммированные решения. Запрограммированное решение- результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированное решениетребуется в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.
Модель Минцберга.Принятие решений – часть каждодневной работы руководителя. Минцберг, установил, что каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений. В области принятия решений Минцберг выделил четыре роли руководителя: 1) предприниматель; 2) устраняющий нарушения; 3) распределитель ресурсов; 4) ведущий переговоры.
Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер, и «играя» эти роли принимает управленческие решения на основе структурированного подхода; обдумывание – проектирование вариантов решений – выбор решения.
Модель «мусорного ящика».Модель «мусорного ящика» была разработана с целью объяснить схему принятия управленческих решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной (работа в условиях организованной анархии). Организованная анархияхарактеризуется тремя признаками: 1. Проблематичность предпочтений. Цели, задачи, альтернативы и решения плохо определены. Неопределенность характерна для каждого шага процесса принятия решения. 2. Нечеткая плохо понимаемая технология. Причинно-следственные связи внутри организации сложно выявить. Всесторонняя информация, необходимая для выработки решения, недоступна. 3. Текучесть кадров. Участие в принятии любого решения оказывается нестабильным и ограниченным.
Уникальной особенностью модели мусорного ящика является то, что процесс принятия управленческих решений не выглядит как последовательность шагов, которые начинаются с проблемы, а заканчиваются решением. Идентификация проблемы и ее решение могут быть не связаны друг с другом. В качестве решения может быть предложена какая-то идея и в тех случаях, когда нет никаких проблем. И наоборот, проблема может существовать, но не порождать никаких решений – решения представляют собой результат независимых потоков событий, происходящих внутри организации.
Последствия использования модели «мусорного ящика»: - решения могут быть предложены даже тогда, когда проблемы не существует. - выбор может быть сделан без решения проблем. - проблемы могут оставаться нерешенными. - некоторые проблемы решаются.