Семинар 3. Управленческие решения в системе менеджмента организации

Цель - применять основные методы принятия управленческих решений к управлении организацией. Находить альтернативные варианты решения, в зависимости от управленческой ситуации.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: подходы к оценке условий и последствий принимаемых организационно - управленческих решений.

2) Уметь: применять на практике подходы к оценке условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений.

3) Владеть:навыками применения оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений.

Вопросы:

1. Понятие управленческого решения. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений.

2. Управленческие решения как продукт менеджмента. Управленческие решения и логика управления.

3. Классификация управленческих решений.

4. Современные подходы к принятию управленческого решения. Сущность, содержание и стадии принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений.

5. Информационное обеспечение управленческих решений (соотношение достоверности и оперативности).

6. Риски при принятии управленческих решений. Классификация и способы регулирования рисков.

Реферативные доклады:

· Системный анализ в принятии решений. Интуитивный и рациональный подход к принятию решения

· Методы постановки проблем, разработки вариантов решений, выбора решения, организации выполнения решения.

· Групповые методы принятия управленческого решения.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении модулей, разделов, тем учебной дисциплины  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15  
Использование информационных технологий и систем для повышения эффективности принятия управленческих решений Орлов, Ю. В. Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 5. - С. 31-41. 3,15  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.   1,2,3,4,5,7,8,12,15  

Семинар 4. Системный подход к проектированию, построению и анализу структуры управления организации.

Цель – формирование организационной и управленческой структуры организаций.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: типы организационных структур их основные параметры и принципы их проектирования.

2)Уметь: проектировать организационную структуру.

3) Владеть: навыками проектирования организационной структуры.

Вопросы:

1. Понятие структуры управления как части организационной структуры общественно-хозяйственной системы (предприятия).

2. Соотношение организационно-хозяйственной, производственной и управленческой структур предприятия.

3. Основные элементы, функции и характеристики структуры управления организацией.

4. Факторы выбора, принципы и этапы построения организационной структуры управления.

5. Типовые (иерархический и органический) подходы к построению организационной структуры управления.

Реферативные доклады:

· Общая характеристика иерархических моделей организации системы менеджмента.

· Общая характеристика органических моделей организации системы менеджмента.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Теория организации Шеметов П. В. М.: Омега-Л, 2008. - 282 с.  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.  

Семинар 5. Иерархические типовые модели организационных структур управления.

Цель – формирование иерархических типовых моделей организационных структур управления.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: типы организационных структур их основные параметры и принципы их проектирования.

2) Уметь: проектировать организационную структуру.

3) Владеть: навыками проектирования организационной структуры.

Вопросы:

1. Линейная структура управления организацией.

2. Функциональная структура управления организацией.

3. Линейно-функциональная структура управления организацией.

4. Линейно-штабная структура управления организацией.

5. Дивизиональная структура управления организацией.

Реферативные доклады:

· Сравнительный анализ исторических условий возникновения иерархических моделей организации управления,

· Сферы применения, достоинства и недостатки иерархических моделей организации управления.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Теория организации   Шеметов П. В. М.: Омега-Л, 2008. - 282 с.  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.  

Семинар 6. Органические типовые модели организационных структур управления.

Цель – формированиеорганических типовых моделей организационных структур управления.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: типы организационных структур их основные параметры и принципы их проектирования.

2) Уметь: проектировать организационную структуру.

3) Владеть: навыками проектирования организационной структуры.

Вопросы:

1. Матричная структура управления организацией.

2. Проектная структура управления организацией.

3. Командная (бригадная) структура управления организацией.

Реферативные доклады:

· Сравнительный анализ исторических условий возникновения органических моделей организации управления.

· Сферы применения, достоинства и недостатки органических моделей организации управления.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Теория организации   Шеметов П. В. М.: Омега-Л, 2008. - 282 с.  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.  

Семинар 7. Коммуникации и информация в системе менеджмента организации.

Цель – определить основные причины возникновения коммуникационных и информационных проблем в организации, управленческие последствия плохойкоммуникации.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: современные информационно – коммуникационные технологии управления персоналом.

2) Уметь: применять на практике современные информационно – коммуникационные технологии управления персоналом

3) Владеть: современными информационно – коммуникационными технологиями управления персоналом.

Вопросы:

1. Понятие коммуникаций, их виды и роль в организации. Коммуникационные сети и стили.

2. Коммуникационный процесс, его сущность и содержание.

3. Основные причины возникновения коммуникационных проблем и управленческие последствия плохойкоммуникации.

4. Понятие управленческой информации, ее характеристика, классификация и значение в менеджменте организации.

5. Классификация управленческой информации, ее характеристика.

Реферативные доклады:

· Пути улучшения системы коммуникаций в организационной структуре управления.

· Рациональные приемы и способы управленческого общения и выполнения управленческих работ.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Социальные коммуникации: учебное пособие Болотова А.К. М: Гардарики, 2008.- 279 с.  
Использование информационных технологий и систем повышения эффективности управления бизнес-процессами организации Орлов Ю. В. Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С. 11-21.  
Основы менеджмента Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.    

Семинар 8. Планированиекак функция менеджмента.

Цель – планирование деятельности организации и подразделений.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: современные технологии управления персоналом.

2) Уметь: применять на практике современные технологии управления персоналом

3) Владеть: современными технологиями управления персоналом.

Вопросы:

1. Сущность и содержание функции планирования в системе менеджменте.

2. Показатели, методы и принципы планирования.

3. Формы и виды планирования и планов. Классификация планов в зависимости от временной ориентации.

4. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.Особенности стратегического планирования.

5. Оперативное планирование в менеджменте.

Реферативные доклады:

· Тактическое планирование и разработка бизнес-планов.

· Механизм и особенности планирования на уровне предприятия.

Литература:

Наши рекомендации