Методы управления запасами. АВС-метод регулирования запасов. Определение оптимального размера заказа

В мировой практике известны три концепции управления запасами. Первая из них ориентирована на максимизацию запасов. Данная концепция была характерна для директиво – плановой экономики нашей страны. В условиях этой экономики управление запасами товарно-материальных ресурсов базировалось на установленных государством нормативных методах производства и распределения этих ресурсов.

Концепция оптимизации запасов родилась в начале прошлого века на методике расчета потребителями века и базировалась на методике расчета потребителями оптимальных размеров запасов товарно-материальных ресурсов. Эта методика основана на списке оптимального уровня совокупных затрат, необходимых для закупок и содержания запасов.

В 60-70-х гг. прошлого века получила также распространение концепция минимизации запасов, родиной которой является Япония. Эта концепция опирается на режим работы с минимальными запасами и отказа предприятий от страховых запасов.

При запасе номенклатуры запасов по методу АВС ее делят на три группы. В группу «А» относят все наименования из номенклатуры запасов, общая стоимость которых составляет 75-80% суммарной стоимости запасов. В группу «В» входит приблизительно треть общего числа наименований. Их суммарная стоимость в запасах 10-15%. Группа «С» объединяет оставшиеся наименования ресурсов (более половины) с суммарной стоимостью 5-10%. Такое распределение ресурсов позволяет выделить в них главные, но незначительные по числу наименований ресурсы и сосредоточить основное внимание на управлении ими.

После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

Оптимальный размер партии проставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

v объем спроса;

v расходы транспортно-заготовительные

v расходы по хранению запаса

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов от объема заказа разный.

Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, т. к. закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже.

Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.

[7] – с. 111-129,[1]– с. 312-313

Тема 4. Складская логистика

Склад, как элемент логистической цепи. Понятие, виды и функции складов. Количество складов и размещение складской сети.

Методологической основой анализа склада как звена (элемента) ЛС является системный анализ. Современный склад представляет сложную технико - экономическую систему, динамично функционирующую и изменяющуюся под воздействием изменений внешней среды. Склады относятся к классу сложных вероятностых систем – они сложны по устройству, по типам и конструкции оборудования, по числу параметров, по характеристикам перерабатываемых грузопотоков.

Складские объекты представляют собой связующие элементы логистических цепей при продвижении материальных ресурсов как в сфере их производства, так и в сфере потребления.

Складской объект – это обычно здание, сооружение или открытая площадка для приемки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, их ответственного хранения, учета и выдачи по заказам потребителей. По сути, склад представляет собой пространство, в котором размещены материальные ресурсы и где обеспечивается их сохранность по качеству и количеству.

Методы управления запасами. АВС-метод регулирования запасов. Определение оптимального размера заказа - student2.ru

Рисунок 1.2 – Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли

Классификация складов возможна по следующим признакам:

1. По формам их принадлежности:

- собственные склады компаний;

- коммерческие склады;

- склады государственных предприятий;

- склады муниципальных предприятий.

2. По отношению к участникам логистических систем:

- склады производителей;

- склады торговых, транспортных, торгово-посреднических предприятий

- склады экспедиторских компаний

- склады посредников

3. По отношению к функциональным базисным областям логистики:

- склады снабжения

- склады производства

- склады сбыта и распределения

4. По товарной специализации:

- универсальные склады

- специальные склады

5. По конструкции:

- закрытые

- крытые

- открытые

Наши рекомендации