По плательщикам и объектам налогообложения

Тема 11.

Налогообложение предприятий.

Лекция 2

Основные налоги предприятий и распределение их

по плательщикам и объектам налогообложения

Источники налогов и ставки определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и постановлениями Правительства, а порядок определения налогооблагаемой базы до настоящего времени определялся инструкциями и методическими указаниями МНС РФ.

Налоги по источникам их изъятия могут относиться:

· на себестоимость товаров и услуг;

· на увеличение выручки от реализации;

· на финансовые результаты деятельности предприятий;

· на прибыль предприятий.

Налоги, относимые на себестоимость продукции:

· плата за природные ресурсы:

- плата за пользование водными объектами;

- плата за лесопользование (лесной доход);

- плата за землю;

- плата за недра.

· налог на пользователей автодорог,

· налог с владельцев транспортных средств,

· импортные таможенные пошлины, если они не связаны с покупкой оборудования.

Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ услуг):

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· акцизы, увеличивающие выручку от реализации продукции;

· налог на реализацию горючесмазочных материалов;

Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия:

· налог на имущество предприятий;

· налог на рекламу.

Налоги, уплачиваемые с чистой прибыли предприятия:

· налог на прибыль;

Охарактеризуем важнейшие из перечисленных налогов, взимаемых с предприятий и организаций.

1. Налоги, относимые на себестоимость продукции

Плата за землю взимается на всей территории России (будучи местным налогом). Цель его введения — стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Плательщиками ежегодного земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического роста регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли, которая характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Объектом налогообложения являются земельные участки независимо от того, подо что они используются (промышленность, транспорт, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство, садоводство, огородничество, животноводство и т.д.).

В облагаемую налогом площадь включаются земли, залитые строениями, сооружениями, санитарно-защитные, технические зоны объектов. Плата устанавливается дифференцированно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования.

Налоговые ставки. Ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения учитывают состав угодий, качество, площадь и местоположение. Органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливать и утверждать ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Ставки налога на земли городов определяются на основе средних ставок по экономическим районам России, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог на часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере.

Налоговые льготы. По земельному налогу установлен ряд льгот. В частности, от обложения земельным налогом полностью освобождаются:

- заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

- предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;

- научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений, использующие земли для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

- учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания;

- предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), — на первые 10 лет пользования;

- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

- инвалиды I и II групп;

- земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации;

- земли общего пользования населенных пунктов;

- учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения;

- высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российских академий, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации;

• государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания; государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта РФ, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта и т.п.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Федерации.

Порядок исчисления и уплаты налога. Юридические лица — плательщики земельного налога — исчисляют налог самостоятельно и ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Земельный налог гражданам начисляется налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Государственные налоговые органы ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Сроки уплаты налога. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом.

Основные изменения в действующем в настоящее время земельном налоге, предусмотренные проектом Налогового кодекса, касаются, прежде всего, налоговой базы. Она принимается равной кадастровой стоимости земельного участка (при ее отсутствии — ее нормативной цене) и рассчитывается на основе нормативов, определяемых по оценочным зонам данной территории. Такой налог будет применяться до введения на данной территории налога на недвижимость.

2. Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это один из основных налогов в современной российской налоговой системе. Его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 25%. В России НДС стал взиматься с 1 января 1992 г. после принятия Закона «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 от 6 декабря 1991 г. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.

В настоящее время правила взимания налога регулируются гл. 21Налогового кодекса РФ.

Плательщиками НДС являются организации (предприятия) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также импортеры товаров. Иностранные организации имеют право исполнять обязанности плательщика НДС. Введено понятие «налоговый агент» в целях более полного контроля за уплатой налога в бюджет (например, при аренде государственного и муниципального имущества).

Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 1 млн руб.

Объект налогообложения. Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами).

Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, в основном по рыночной стоимости. При исчислении базы НК РФ предусматривает перечень операций, не облагаемых НДС, который предполагается сократить. Эти операции носят социальный характер, они приведены в Налоговом кодексе или утверждаются исполнительными органами власти федерального уровня. К ним также относятся финансовые и страховые операции. Налогоплательщик имеет право отказаться от применения льгот по отдельным операциям. Налоговая база расширяется за счет любых платежей, связанных с оплатой товара.

Ставки налога. НК РФ установил пять ставок налога:

• 18% — основная ставка;

• 10% — ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей), приведенный в НК РФ;

• 0% — ставка для экспортируемых товаров и связанных с ними услуг;

От налога освобождены операции, если место их осуществления не связано с территорией РФ.

Налоговый период по НДС составляет 1 месяц или 1 квартал, если выручка хозяйствующего субъекта не превышает 1 млн руб. в месяц.

Порядок исчисления налога. Из начисленного налога (расчет по ставке применительно к налоговой базе) разрешается вычитать ранее уплаченный налог при одновременном выполнении ряда условий, среди которых:

- лицо является плательщиком налога,

- товар (работа, услуга) оплачен и используется плательщиком при осуществлении операций, облагаемых налогом, или товары приобретены для перепродажи;

имеется счет-фактура — специальный налоговый регистр.

Срок уплаты налога — не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Акцизы — это налог, которым облагаются отдельные виды товаров (продукции) широкого потребления; этот налог включен в цену товаров (продукции).

Акцизы относятся к косвенным налогам и играют важную роль в налоговой системе России, являясь важным источником доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации.

Можно выделить следующие причины осуществляемого государством регулирования:

• необходимость ограничения потребления товаров, наносящих ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды;

• потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных дорогих товаров, спрос на которые мал из-за их цены;

• потребность в перераспределении высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (природный газ).

На сегодняшний день акцизы являются вторым по значению фискальным инструментом (после НДС), обеспечивающим стабильные поступления налогов в бюджет Российской Федерации.

В Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате акцизов осуществляется по методу начисления, независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности) или их приобретения (для нефтепродуктов).

Расширена сфера применения специфических ставок, а также ставок акциза на алкогольную продукцию в зависимости от объемной доли этилового спирта.

Кроме того, в законодательство введены нормы прямого действия, которые определяют перечень спиртосодержащей продукции, являющейся подакцизной. В настоящее время регулируется гл. 22 Налогового кодекса РФ.

Плательщиками акцизов являются организации и физические лица, производящие подакцизные товары, а также импортеры подакцизной продукции.

Объект налогообложения. Под объектом налогообложения понимается не только реализация товаров, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции (товаров), собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.

Налоговая база — стоимостная оценка объектов налогообложения, в основном по рыночной стоимости. В налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров, в том числе авансовые выплаты.

Ставки налога. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки, которые постоянно индексируются, приведены в НК РФ. Есть две разновидности ставок: процентные (адвалорные) и твердые; шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. С 1 января 2002 г. из списка подакцизной продукции исключены нефть и стабильный газовый конденсат, а с 1 января 2003 г. исключены ювелирные изделия. Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по утвержденным налоговым ставкам.

Налоговый период по акцизам составляет 1 календарный месяц.

Срок уплаты налога — 30-е число месяца, следующего за налоговым периодом. Срок уплаты налога установлен в зависимости от вида товара и колеблется от 30 до 75 дней. По отдельным видам товаров предусмотрены авансовые платежи.

3.Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия

Налог на имущество предприятий относится к региональным налогам. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

Особенность налога на имущество предприятий заключается в том, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот определяются законодательством региона.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий установлен Законом «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями) № 2030-1 от 13 декабря 1991 г.

Плательщиками налога на имущество являются:

• предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

• филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

• компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации.

Ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога применяется максимальная ставка — 2% налоговой базы.

Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.

Налоговые льготы по налогу на имущество предприятий можно подразделить на те, которые освобождают предприятие от уплаты налога на имущество, и те, которые уменьшают налоговую базу.

К имуществу предприятия, стоимость которого уменьшает налоговую базу, относятся:

• объекты, используемые в определенных сферах деятельности

(в жилищно-коммунальной сфере, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщиков; в социально-культурной сфере, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщиков; используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны);

• имущество, используемое в определенных целях, в том числе используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; для выращивания, ловли и переработки рыбы.

Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на имущество подлежит отнесению на расходы предприятия. Банки и другие кредитные организации относят суммы налога на имущество на операционные и прочие расходы.

Плательщики налога на имущество предприятий обязаны исчислять сумму налога самостоятельно, ежеквартально, нарастающим итогом с начала года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Налог на имущество предприятий уплачивается плательщиками по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета.

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или должны возвращаться налогоплательщику в десятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.

4.Налог, уплачиваемый из чистой прибыли

Налог на прибыльорганизаций действует с 1992 г. и постоянно корректируется. В соответствии с Гражданским кодексом РФ любое предприятие создается в целях извлечения прибыли, поэтому этим налогом облагается результат хозяйственной деятельности. Это – прямой налог, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). В соответствии с гл. 25 НК РФ налогом облагается положительная разница между доходами и разрешенными расходами организаций любых организационных форм.

Основной принцип принятия расходов — расходы должны быть произведены для извлечения дохода. Организации имеют право выбрать кассовый метод или метод начисления для расчета налоговых обязательств. По оценкам специалистов, кассовым методом воспользуются не более 10% налогоплательщиков. В целях исчисления налога на прибыль организаций также было введено понятие «налоговый агент».

В настоящее время порядок исчисления налога определяется гл. 25 Налогового кодекса.

Плательщиками налога признаются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, иностранные организации, функционирующие на территории РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается:

• для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных разрешенных расходов;

• для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами разрешенных расходов;

•для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Доходами и расходами признаются: а) доходы и расходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т.е. доходы и расходы от реализации; и б) внереализационные доходы и расходы.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, прописанных в статьях 253-269, 272 Налогового кодекса РФ.

В главе 25 налогового кодекса РФ уточнен и детализирован порядок определения налоговой базы и проведения налогового учета.

Налоговой базой признается выражение прибыли, подлежащей налогообложению. По прибыли, облагаемой по разным ставкам, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно.

Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме по рыночной стоимости. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

С 1 января 2002 г. отменены льготы, остаются только срочные (ранее предоставленные на ограниченный срок) льготы:

• для малых предприятий, осуществляющих строительство, производство товаров народного потребления и т.п.;

• до завершения начатых программ по ликвидации последствий радиационных катастроф;

• до окончания осуществления целевых социально-экономических программ;

• в отношении прибыли, полученной от вновь созданного производства до окончания периода окупаемости такого производства, но не более чем на три года.

Возможен также перенос убытков на десять лет вперед с ограничением на размер суммы списания в каждом налоговом периоде.

Налоговые ставки. С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20%.

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки:

- ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%;

- размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%;

- размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%;

- ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%.

Налоговый период по налогу на прибыль организаций установлен в 1 календарный год. Отчетный период — квартал, полугодие, 9 месяцев, однако налогоплательщик может выбрать иной отчетный период — январь, январь-февраль, январь-март и т.д.

Сроки уплаты налога. Сумма налога определяется налогоплательщиком на основании данных бухгалтерского и налогового учетов самостоятельно. Организации уплачивают в бюджет в течение налогового периода авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из полученной суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Авансовые взносы налога на прибыль должны уплачиваться в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором уплачиваются ежемесячные авансовые платежи, или ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли.

Налоговые агенты уплачивают налог в следующие сроки:

• в течение трех дней с момента выплаты дохода иностранной организации;

• в течение десяти дней — на доходы, выплачиваемые налогоплательщикам в виде дивидендов, а также на проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Наши рекомендации