По объектам налогообложения

- налоги на прибыль – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

- налоги на имущество – налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц.

- налоги, связанные с использованием природных ресурсов – земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог,

- налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью – таможенные пошлины;

- налоги на реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги – налога на добавленную стоимость, акцизы

По группам или видам плательщиков.

- налоги с юридических лиц – предприятия, организации, учреждения, международные объединения и организации, религиозные организации, имеющие статус юридического лица в соответствии с законодательствомРФ.

- налоги с физических лиц - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

- налоги с индивидуальных предпринимателей – физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

По характеру использования.

- общие;

- специальные.

Общие налоги поступают в единую казну государства, обезличиваются и используются для общегосударственных целей.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды и целевые фонды.

По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями.

- собственные;

- регулирующие.

Собственные налоги – налоги, поступления от которых полностью зачисляются в один из бюджетов.

Регулирующие налоги – налоги, поступления от которых распределяется по бюджетам.

Характеристика федеральных налогов

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

НК устанавливаются специальные налоговые режимы, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Характеристика региональных налогов

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

НК устанавливаются специальные налоговые режимы, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Характеристика местных налогов

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

НК устанавливаются специальные налоговые режимы, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

НДС

Налогоплательщики:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право на освобождение от НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца их сумма выручки от реализации без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг)

2) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Статьёй 149 НК РФ определены также операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Налоговая база

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Налоговый период - календарный месяц.

Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации без учета налога, не превышающими 2 миллиона рублей, налоговый период – квартал.

Налоговые ставки

1. 0% при реализации (в частности):

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

2. 10% при реализации:

продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции, медицинских товаров по установленным перечням.

3. 18% в остальных случаях.

4. Когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10% или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10/110, 18/118).

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок.

Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

В расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при получении освобождения расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Счет-фактура

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок.

Порядок применения налоговых вычетов

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычеты сумм налога при приобретении основных средств или нематериальных активов производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств или нематериальных активов.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как общая исчисленная сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на суммы восстановленного налога.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога и увеличенную на суммы восстановленного налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога подлежит возмещению.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок возмещения налога

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

По окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

По результатам рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение 5 дней со дня принятия решения.

Акцизы

Налогоплательщики:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Подакцизные товары:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Объект налогообложения - реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и иные операции с подакцизными товарами.

Освобождается от налогообложения реализация подакцизных товаров на экспорт.

Налоговая база в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость подакцизных товаров без учета акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговые ставки определены в процентах или в рублях за единицу измерения. Устанавливаются также комбинированные налоговые ставки.

Порядок исчисления акциза

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости таких товаров.

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные налоговые вычеты.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо на основании таможенных деклараций.

Сумма акциза, подлежащая уплате, определяется по итогам каждого налогового периода как исчисленная сумма акциза, уменьшенная на налоговые вычеты.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих платежей.

По истечении 3-х налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Срок уплаты акциза – равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за истекшим месяцем.

Срок представления налоговой декларации – не позднее не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для отдельных налогоплательщиков установлены иные сроки уплаты и представления налоговой декларации.

Наши рекомендации