Инфляция и ее влияние на финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Инфляция и ее влияние на финансовый менеджмент

Инфляция проявляется двояко: во-первых, в переполнении сферы обращения бумажными деньгами при неизменном количестве товарной массы (инфляция спроса); во-вторых, при сокращении предложения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег (инфляция, вызванная уменьшением совокупного предложения). Основные причины инфляционных процессов – нарушение пропорциональности в сфере производства и обращения, нарушения в политике ценообразования, нерациональная система распределения национального дохода и др. Во время инфляции цены на потребительские товары растут быстрее, чем увеличивается номинальная заработная плата и доходы членов общества. Это ведет к падению реальных доходов населения, усилению его обнищания, анархии производства, дезорганизации как внутренней так и внешней торговли.

Основополагающим, сущностным признаком инфляции является рост цен в среднем; не увеличение усредненной цены какого-то отдельного товара или даже группы товаров, а увеличение усредненной цены всей номенклатуры товаров, выявленных в качестве базы выявления уровня инфляции. Не существует какой-то формальной нижней границы изменения цен, которая могла бы использоваться как критерий инфляции. Вместе с тем понятно, что в зависимости от того, какая номенклатура продукции или товаров взята в качестве базовой при характеристике инфляции, количественное выражение ее уровня будет различным.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направление изменения цен для конкретных видов товаров и в конъюнктурные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей номенклатуры в целом.

В относительно стабильной экономике одновременно со снижением цен на одни виды товаров цены на другие могут увеличиваться. Рост цен на какой-то отдельный товар или группу товаров – не обязательное проявление инфляции. Об инфляции можно говорить лишь тогда, когда происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары, т.е. снижается покупательная способность денежной единицы.

Контроль за изменением цен на отдельные виды товаров, а также на потребительские товары в целом осуществляется с помощью индексов цен. Индекс является относительным показателем, характеризующим изменение какого-то показателя. Индекс цен, следовательно, должен характеризовать изменение цен. Индексы измеряются либо в долях единицы, либо в процентах. Существуют два основных вида индекса цен: индивидуальный или частный (ip), и общий, или агрегатный (Ip).

Индивидуальный индекс цен дает оценку (ретроспективную или прогнозную) изменения цены на отдельный вид товара, продукции, услуги. Он рассчитывается по формуле 111:

ip = р1 / р0, (111)

где р1 – фактическая цена в отчетном периоде (либо прогнозируемая цена);

р0 – фактическая цена в базисном периоде (либо цена отчетного периода, с которой будет сравниваться прогнозная цена).

Агрегатный индекс цен позволяет выполнить аналогичные расчеты по группе однородных товаров, продукции, услуг:

Ip = [(Σ р1 · q1) / Σ q1] : [(Σ р0 · q1) / Σ q1], (112)

где q1 – объем реализованных товаров в натуральных единицах по k-ой товарной группе в отчетном периоде (при ретроспективном анализе) или в планируемом периоде (при перспективном анализе); суммирование осуществляется по товарным группам, отобранным для анализа инфляционных процессов (k = 1, 2, ... , n).

Формула (2) дает один из вариантов классического представления индекса цен или индекса инфляции, показывая, на сколько изменилась средняя цена отобранной для анализа группы товаров. Числитель дроби характеризует среднюю цену отчетного периода; знаменатель дроби – среднюю цену базисного периода, но в структуре товаров отчетного периода. Основной недостаток такого представления – невозможность его распространения на всю номенклатуру товаров, поскольку в этом случае суммирование разнородных товаров в знаменателе каждой дроби бессмысленно.

Поэтому используется иное представление индекса цен – через товарообороты. Для этого формулу (2) упрощают и записывают в виде:

Ip = (Σ р1 · q1) / (Σ р0 · q1), (113)

Используя данную формулу, можно рассчитать индекс цен по любой номенклатуре товаров. Вместе с тем эта формул имеет определенный методический недостаток и менее очевидна для интерпретации, особенно начинающим экономистам. Хотя арифметический результат от применения формул (2) и (3) одинаков, логический смысл индекса во втором представлении в некотором смысле искажается, поскольку числитель и знаменатель дроби выражают товарооборот: в числителе – фактический (товарооборот отчетного периода в ценах отчетного года), в знаменателе – условный 9товарооборот отчетного периода, но в ценах базисного периода), или сопоставимый товарооборот. С формальных позиций в индексе, представленном формулой (3), сопоставляются два товарооборота, тем не менее именно индекс цен, а не индекс товарооборота, что легко понять из представления формулы (2). Кроме того, такая запись весьма полезна в аналитическом смысле, поскольку сразу показывает влияние изменения цен на изменение товарооборота.

Для экономической интерпретации индекса цен в представлении (3) полезна также следующая логика рассуждения: если бы цены в отчетном периоде не изменились, то товарооборот составил бы величину, приведенную в знаменателе дроби, но они изменились, и товарооборот стал равен величине, приведенной в числителе; следовательно, разность между числителем и знаменателем показывает влияние изменения цен. Положительная разность характеризует влияние инфляции.

Формула (3) имеет очень важное следствие: если в рамках ретроспективного анализа необходимо рассчитать товарооборот (или объем реализованной продукции) в сопоставимых ценах при известных данных о фактических товарооборотах и индексе цен, то сопоставимый товарооборот (Тс) находится делением фактического товарооборота отчетного периода (Та) на индекс цен:

Тс = Та : Ip . (114)

Для учета и характеристики темпов инфляции в нашей стране традиционно используется агрегатный индекс цен в представлении (3), известный как индекс Пааше. В теории индексов разработаны и другие варианты исчисления индекса цен, из которых наибольшую известность получили индексы Карли, Маршалла, Ласпейреса, Фишера.

В большинстве экономически развитых стран общие индексы цен на потребительские товары, рассчитанные по отношению к одному из периодов, выбранному в качестве базисного, ежегодно публикуются и используются для характеристики процессе инфляции. Применяется индекс Ласпейреса, отличающийся от индекса Паше тем, что в формуле (3) в качестве весовых коэффициентов берутся q0, т.е. объемы реализации в базисном периоде. Индекс Ласпейреса обладает рядом весьма серьезных преимуществ перед индексом Паше. В частности, имея данные о значениях индекса Ласпейреса в двух произвольно выбранных годах, легко исчислить, как изменились цены в период между этими годами; индекс Паше сделать этого не позволяет из-за различия в весовых коэффициентах. Эта особенность имеет важное значение в ретроспективном анализе, когда приходится принимать во внимание балансовые оценки долгосрочных активов, приобретенных в разные годы и отражаемых в балансе по ценам приобретения. С помощью индексов Ласпейреса легко построить аналитический баланс, в котором ценовые различия элиминированы.

В США в качестве базисного выбран 1967 г. Уровень цен этого года принят за базу, т.е. индекс цен рассчитывается ежегодно по отношению к ценам 1967 г.

Индекс потребительских цен в России рассчитывается государственным комитетом по статистике на основе наблюдения за уровнем цен на 288 наименованиям товаров (услуг)- представителей. Набор товаров (услуг)- представителей сформирован как типичный набор, включающий все основные продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, оказываемые населению. Кроме того, индексы цен рассчитываются и публикуются некоторыми коммерческими аналитическими организациями, причем используемые методики расчетов далеко не всегда идентичны. Отчасти поэтому сведения об инфляции в России, приводимые в отечественных информационных источниках, противоречивы.

Для наглядности характеристики и интерпретации инфляции в зависимости от ее темпов рекомендуется пользоваться показателем темпа инфляции (Ipr = Ip - 100%), выраженным в процентах при значениях индекса инфляции до 200% и собственно индексом, выраженным в разах, при более высоких темпах изменения цен. Например, индекс инфляции 120% (Ip = 120%, Ip = 1,2) означает, что цены в среднем увеличились на 20% или в 1,2 раза.

Если проанализировать динамику ценовых показателей, можно сделать вывод, что инфляция представляет собой вполне обыденное явление, свойственное практически любой стране. Иными словами, инфляция сама по себе не страшна – опасен высокий темп инфляции.

Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей и т. п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нераспределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т. п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.

Инфляция осложняет пространственные сопоставления. Рассмотрим следующую ситуацию. Сравнивается эффективность работы двух руководителей хозрасчетных подразделений, укомплектованных примерно одинаковыми по текущей производительности оборудованием, но приобретенным по разным ценам (вследствии инфляции). В этом случае амортизационные отчисления, а, следовательно, и показатели прибыли и рентабельности могут существенно различаться.

С позиции руководителя предприятия инфляция может приводить к снижению экономического потенциала данного предприятия. Логика рассуждения в этом случае такова: списание затрат сырья и материалов по низким ценам приобретения, а также небольшие амортизационные отчисления приводят к образованию инфляционной сверхприбыли, тем самым, к уплате повышенного налога. Поскольку приобретать сырье нужно будет уже по повышенным ценам, уплата налога на сверхприбыль, обусловленную инфляцией, приводит к снижению экономического потенциала предприятия.

С позиций начинающих инвесторов инфляция – неблагоприятный процесс. Основная проблема – трудно накопить необходимые финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных, как правило, более ресурсоемких проектов. Таким образом, нельзя сделать однозначный и безапелляционный вывод об инфляции – одним она выгодна, другим вредна. Однако можно с определенностью отметить, что бытовавший в нашей стране в период централизованно планируемой экономики вывод о негативном характере инфляции абсолютно неверен.

Одним из основополагающим принципов бухгалтерского учета в большинстве стран является принцип отражения учетных объектов по ценам приобретения. В условиях стабильных цен применение этого принципа вполне оправдано. Однако в периоды достаточно высокой инфляции отчетность, основанная на первоначальных стоимостных оценках, может давать искаженное представление о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.

Вместе с тем необходимо признать, что инфляция оказывает существенное влияние на достоверность и актуальность учетных данных. Не все виды активов и обязательств в равной степени подвержены ее влиянию. Например, если у предприятия в период инфляции имелись свободные неиспользованные денежные средства и кредиторская задолженность, то эффект влияния на эти объекты бухгалтерского учета прямо противоположен. В первом случае предприятие понесло косвенные убытки, поскольку снизилась покупательная способность денежной единицы, во втором – косвенный доход, поскольку возвращать задолженность в дальнейшем придется более дешевыми деньгами, а сумма долга останется неизменной.

Сохранение в балансе первоначальной и остаточной стоимости в условиях инфляции приводит к тому, что накопленная сумма амортизации становится символической. В случае растрат, недостач и хищений виновники с радостью возмещают учетную цену или остаточную стоимость основных средств с тем, чтобы продать украденное по высоким рыночным, спекулятивным ценам, ибо принцип оценки активов по себестоимости, заложенный в традиционном учете, в условиях инфляции провоцирует воровство. Сказанное резко усиливается в периоды приватизации государственной собственности. Если приватизация проходит на основе искаженных инфляцией цен, то это – разграбление государственной собственности, и оно очень радует новых собственников, получающих за гроши миллионные ценности. Традиционные методы оценки актива не дают никакого представления о реальном обеспечении кредитов, о платежеспособности предприятия и не позволяют определить экономический потенциал фирмы.

Существует множество предложений, как сделать реальным учет в условиях инфляции, во многих странах уже сложилась определенная в этом отношении практика. В мировой учетно-аналитической практике известны пять подходов к учету влияния инфляции:

– игнорировать в учете;

– делать перерасчет по отношению к стабильной валюте;

– методика оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности (General Price Level Accounting, GPL);

– методика переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость (Current Cost Accounting, CCA);

– комбинированная методика.

Эти методики имеют как теоретическое, так и практическое значение, особенно для стран, в которых инфляция достигла высокого уровня. В частности, в большинстве латиноамериканских стран применяется методика GPL или ее модификация.

Стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость постоянного учета влияния этого фактора в процессе финансового менеджмента.

Концепция учета фактора инфляции в управлении различными аспектами финансовой деятельности предприятия заключается в необходимости реального отражения стоимости его активов и денежных потоков, а также в обеспечении возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении различных финансовых операций.

Реализация этой концепции в практике финансового менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требует предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. Ниже рассмотрено содержание основных из этих понятий.

Инфляция – процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, сопровождающееся их обесцениванием и ростом цен.

Темп инфляции – показатель, характеризующий размер обесценивания (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.

Фактический темп инфляции – показатель, характеризующий реальный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом прошедшем периоде.

Ожидаемый темп инфляции – прогнозный показатель, характеризующий возможный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом будущем периоде.

Индекс инфляции – показатель, характеризующий общий рост уровня цен в определенном периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в рассматриваемом периоде (выраженного десятичной дробью).

Номинальная сумма денежных средств – оценка размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде.

Реальная сумма денежных средств – оценка размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах с учетом изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде, вызванного инфляцией.

Номинальная процентная ставка – ставка процента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией (или общая процентная ставка, в которой не элиминирована ее инфляционная составляющая).

Реальная процентная ставка – ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией

Инфляционная премия – дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) кредитору или инвестору с целью возмещения финансовых потерь от обесценивания денег в связи с инфляцией. Уровень этого дохода обычно приравнивается к темпу инфляции.

Наши рекомендации