Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК)определяется в законе как использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Объектомданного преступления можно считать интересы нормальной деятельности таких организаций как нотариат и аудиторские фирмы, которым законодательством предоставлено право осуществлять исключительно важные функции, связанные с обеспечением прав и законных экономических и иных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а тем более злоупотребление предоставленными частным нотариусам и аудиторам полномочиями способно причинить тяжелейшие последствия физическим лицам и организациям, обществу и государству.
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусам предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки (договоры отчуждения и залога имущества, возведения и отчуждения жилого дома, завещания и др.), выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать копии документов, подлинность подписи, верность перевода, удостоверять факты (нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документа) и совершать ряд других нотариальных действий (ст. 35 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате")*.
* См.: Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
Нотариус обязан оказывать гражданам и организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Он должен хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам, а также в случаях, если: действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершенная от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе; сделка не соответствует требованиям закона; документы, предоставленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также иных аудиторских услуг. К числу иных услуг, оказываемых аудиторами, относятся: постановка, ведение и восстановление бухгалтерского (финансового) учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ хозяйственно-финансовой деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; оказание помощи в проведении приватизации и другие услуги по профилю деятельности аудиторской фирмы.
Физические лица имеют право заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей, яибо в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт). Аудитор и аудиторская фирма могут начинать работу после получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские проверки могут быть обязательными, проводимыми в случаях, прямо установленных законодательными актами и по поручению государственных органов, и инициативными, проводимыми по решению самого экономического (хозяйствующего) субъекта. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов*.
* См.: Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5069.
Объективная сторонапреступления включает в себя: 1) действие или бездействие частного нотариуса или частного аудитора, связанное с использованием ими своих полномочий по должности (или, наоборот, неиспользованием ими своих полномочий, когда это требовалось), вопреки определенным в нормативных актах задачам деятельности частного нотариуса или частного аудитора; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций по охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинную связь между действием (бездействием) нотариуса либо аудитора и названным последствием.
С учетом совершаемых частными нотариусами нотариальных действий и лежащих на них при этом обязанностей злоупотребление полномочиями частного нотариуса может, например, состоять в незаконном удостоверении сделок, выдаче свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе лицам, не имеющим такого права, ложном засвидетельствовании верности копии документа или верности перевода, введении клиента в заблуждение относительно характера и последствий совершаемого нотариального действия и т. д.
Злоупотребление полномочиями частного аудитора может выражаться в даче ложных заключений о состоянии бухгалтерской (финансовой) отчетности, активов и пассивов организации, запутывании бухгалтерского учета, даче заведомо неверной нормативно-правовой оценки хозяйственным и финансовым операциям, совершенным организацией, и т. д.
Существенность причиненного вреда (материального, морального, физического) не имеет установленных законом критериев и каждый раз должна мотивироваться в обвинительных документах. Применительно к деятельности нотариуса вред может выражаться в утрате имущественных или жилищных прав, заключении незаконной сделки, утрате доказательств и т. п. Существенно вредные последствия незаконной деятельности аудитора могут выражаться в крупных материальных убытках субъекта предпринимательской деятельности или государства, подрыве деловой репутации, незаконном привлечении к ответственности или же, наоборот, непривлечении виновных к ответственности вследствие сокрытия аудиторами выявленных недостатков и злоупотреблений и т. п.
Субъективная сторона преступления.Злоупотребление частными нотариусами или частными аудиторами своими полномочиями вопреки задачам своей деятельности — это умышленноепреступление, совершаемое как с прямым, так и с косвенным умыслом, конкретизированным или неконкретизированным. Виновный нотариус или аудитор понимает, что действует (бездействует) незаконно, вопреки задачам своей деятельности, что это повлечет (может повлечь) существенное нарушение прав и законных интересов физических или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, и желает или сознательно допускает наступление таких последствий (относится к ним безразлично). Причинение указанных последствий в результате небрежного отношения нотариуса или аудитора к своей работе, допущенных ими ошибок в уголовном порядке не преследуется.
Закон определил цели уголовно наказуемых злоупотреблений полномочиями частных нотариусов и аудиторов — извлечение любых выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Эти цели и соответствующая деятельность по их достижению могут определяться разными мотивами: корысть, родственные или приятельские чувства, месть и др. Уголовно наказуемым является и злоупотребление частных нотариуса и аудитора, совершенное под влиянием угрозы, если эта угроза не создавала ситуации крайней необходимости.
Специальные субъектыпреступления прямо названы в законе — частный нотариус* и частный аудитор.
* Более точное название субъекта — нотариус, занимающийся частной практикой (см. ст. 1 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате").
На должность нотариуса может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право нотариальной деятельности. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе.
Субъектом преступления может быть также лицо, в установленном порядке временно замещающее отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой (ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, являются служащими государственного учреждения, имеющими право совершать юридически значимые действия, т. е.должностными лицами. Поэтому допускаемые ими злоупотребления влекут ответственность по статьям гл. 30 УК РФ.
Частным аудитором может быть лицо, имеющее экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю, прошедшее аттестацию и получившее квалификационный аттестат аудитора. Граждане, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут начать свою работу только после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
В ч. 2 ст. 202 УК предусмотрены три квалифицированных вида данного преступления: 1) совершение деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего; 2) совершение деяния в отношении заведомо недееспособного лица; 3) совершение деяния неоднократно.
Очевидно, что первые два случая имеют отношение только к злоупотреблению полномочиями частным нотариусом, когда он осознает, что совершает нотариальное действие вопреки задачам своей деятельности с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам и что это причинит (может причинить) существенный вред правам и законным интересам заведомо несовершеннолетнего или заведомо недееспособного лица.
Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами относится к преступлениям средней тяжести.
Интересна классификация, данная в принятом Генеральной прокуратурой РФ и Министерством внутренних дел РФ совместном Указание Генпрокуратуры России N 52–11, МВД России N 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [3]. Данным Указанием введен Перечень № 23 «Преступления коррупционной направленности». Согласно этому перечню выделяются четыре обязательных критерия для всех преступлений данной категории: - наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации; - связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; - обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); - совершение преступления только с прямым умыслом. Указание предусматривает исключение из этих критериев. Таковым являются преступления, хотя и не отвечающие указанным четырем требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды. Коррупция в криминалистическом аспекте представляет собой совокупность преступлений, содержащих признаки коррупции в действиях преступников. Похожая статья: Криминологическая характеристика экологической преступности К коррупционным преступлениям Б. В. Волженкин относит мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 и 160 УК), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 290 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), ограничение конкуренции (ст. 178), а также преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в спорте и шоу-бизнесе (ст. 201, 204 и 184 УК) [4]. К коррупционной преступности ученые относят только часть такого явления как коррупция. Речь идет о преступных проявлениях коррупции. В качестве существенных признаков коррупционной преступности выделяются: продажность государственных и иных чиновников (служащих); использование ими с корыстной целью своих служебных полномочий, возможностей, связанных с авторитетом, служебным статусом (положением) в интересах определенных лиц или структур (легитимных, неформальных, криминальных). Принимая во внимание, что посягательства коррупционного характера представляют по существу, как и любое преступление, реальную систему, полагаем возможным дать определение криминалистического понятия посягательства коррупционного характера. Данные исследования судебно-следственной практики и других источников информации позволяют определить криминалистическое понятие посягательства коррупционного характера как детерминированную объективными и субъективными факторами сложную, устойчивую, динамичную систему, обусловленную подкупом должностных лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, и вопреки интересам которой умышленно совершающих с корыстной целью общественно опасные деяния, причиняющие вред государственным интересам и наносящие ущерб обществу. Классический механизм подкупа: государственный служащий «продает» свою услугу, основанную на использовании служебных полномочий и иных возможностей, обусловленных его служебным положением, а коррупционер «покупает» ее в личных, или узкогрупповых, или корпоративных интересах. Как факультативные признаки механизма подкупа можно выделить: - активный способ склонения чиновника к «сотрудничеству», даже с использованием таких методов психического воздействия, как шантаж, умышленное создание ситуаций с целью получения данных, компрометирующих должностное лицо или ставящих его в зависимое положение, и т. п.; - инициирование самим чиновником получения от граждан взятки или иного вознаграждения в виде доли от прибыли, комиссионного вознаграждения и т. п., включая их вымогательство или требование. Цель «покупки» услуги должностного лица в форме подкупа — обогащение путем: получения каких-либо прав, привилегий, льгот; освобождения от установленных законом обязанностей; ухода от предусмотренных законом обязательств, ответственности, от социального контроля и т. д.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Коновалова О. М. Криминологическая характеристика коррупции // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 231-233.
Действия коррумпированных лиц в зависимости от их роли, формы участия в преступной деятельности могут быть квалифицированы как получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, соучастие в преступном сообществе, хищении, контрабанде, легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, вымогательстве и т. д. В зависимости от структуры преступлений с признаками коррупции следует различать коррупционные преступления и преступления коррупционной направленности. Основаниями для указанной классификации служат такие признаки как: вид отношения должностного лица к конкретному преступному посягательству, т. е. его роль в подготовке, совершении и сокрытии последствий этого деяния; характер корыстной заинтересованности должностного лица. Оба признака определенным образом характеризуют действия и помыслы должностного лица, использующего с корыстной целью свое служебное положение. На основании этих признаков, считаем возможным, классифицировать преступные посягательства коррупционного характера как коррупционные преступления и преступления коррупционной направленности. Ключевым моментом в разработке методики расследования коррупционных преступлений выступает формирование комплексной и исчерпывающей их криминалистической характеристики. Для этого требуется четко уяснить сущность категории криминалистической характеристики преступления, что приобретает огромное значение в свете имеющихся проблем и противоречий как теоретического, так и прикладного характера. Таким образом, понимание значения коррупции обеспечивает адекватность ее восприятия как многоаспектного, сложного явления, позволяет с высокой степенью определенности выявить ее масштабы и объемы борьбы с нею. В настоящее время борьба с коррупцией провозглашена главным приоритетом внутренней политики государства.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции"
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК).Под общим названием "Коммерческий подкуп" содержится описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передачалицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч. 1 и 2 ст. 204) инезаконное получениеэтим лицом такого вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204 УК).
Данные преступления имеют много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Однако, поскольку при коммерческом подкупе незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, можно говорить об ином объекте коммерческого подкупа по сравнению со взяточничеством.
Объектомданных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.
Предметом обоих преступлений могут быть деньги как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т. п.) любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество .и др.), а равно услуга имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, бесплатное обучение виновного или его родственника в платном вузе, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Необходимо лишь, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т. е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта).
Объективная сторона преступления.Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемым субъектом прав и выполняемых обязанностей. Это может быть разглашение коммерческой или банковской тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, о ходе деловых переговоров, намерениях сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита, удовлетворение требования какого-либо кредитора в ущерб интересам других кредиторов и т. д.*. Ценности и услуги имущественного характера могут предоставляться, чтобы стимулировать заключение делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.
ля квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности или услуги были переданы лицу, выполняющему управленческие функции, — до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако, поскольку преступление называется "коммерческим подкупом", в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) субъекта и определяла характер этого действия (бездействия)*. В случаях, когда материальные ценности и услуги предоставляются лицу, выполняющему управленческие функции, при отсутствии предварительной договоренности в качестве благодарности, сувенира или просто подарка в связи с занимаемым им положением, состав коммерческого подкупа отсутствует.
* См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. И. Бойко. Ростов-на-Дону, 1996. С. 439; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Т. 1 / Под ред. П. Н. Панченко. Нижний Новгород, 1996. С. 609.
Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера могут быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии, конечно, что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т .п.
Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в один и тот же момент — с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими лицами.
Закон не установил обязательным условием привлечения к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (передача или получение незаконного вознаграждения) наступление каких-либо вредных последствий. Однако необходимо помнить, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 201 УК, если деяние причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование по ст. 204 УК осуществляется исключительно по заявлению этой организации или с ее согласия.Подобное заявление (согласие) тем более необходимо в случае, когда коммерческий подкуп вообще не причинил вреда такой организации*.
* По мнению П.С Яни, указание в примечании к ст. 201 УК на причинение деянием вреда означает, что этот вред рассматривается законодателем как признак состава преступления. Следовательно, моментом окончания коммерческого подкупа может быть только факт причинения вреда либо самим фактом получения незаконного вознаграждения, либо деянием, совершенным за это вознаграждение (см.: Яни П. Причинение вреда деянием. О квалификации экономических и служебных преступлений // Российская юстиция. 1997. № 1. С. 49). Этот вывод не вытекает из "писания признаков коммерческого подкупа, содержащегося в ч. 1 и 3 ст. 204 УК.
Субъектомполучения незаконного имущественного вознаграждения является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (см. § I)*.
* Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ рекомендовал признать субъектами коммерческого подкупа за совершение в интересах дающего незаконного действия (бездействия) помимо служащих коммерческих и иных органов, также третейского судью, нотариуса, аудитора, адвоката.
Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.
Субъективная сторона преступления. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) — умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно — за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом служебным положением, и желают осуществить передачу-принятие вознаграждения.
Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель у субъекта, передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, — побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков:совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, в) неоднократно.
Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц,если соглашение об этом было достигнуто, как минимум, между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.
Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенным организованной группойи в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, совершает один участник организованной; группы, исполняющий ее задание.
Действия лиц, лишь способствовавших совершению коммерческого подкупа, например сводивших дателей и получателей незаконного вознаграждения, дававших им советы, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т. п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.
Незаконная передача и незаконное получение материальных ценностей или услуг признаются совершенными неоднократно, если установлено не менее двух случаев совершения соответственно каждого из этих действий и при этом лицо за ранее совершенное преступление: а) не было освобождено от уголовной ответственности (по истечении сроков давности или по иному основанию) или б) судимость не была погашена или снята.
Как неоднократная по ч. 2 ст. 204 УК будет квалифицироваться одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействия) в интересах дающего. Точно так же неоднократным подкупом по п. "б" ч. 4 ст. 204 УК признается получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействия). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействия), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, неоднократным подкупом не являются.
Не будет признака неоднократности и в том случае, когда коммерческий подкуп является продолжаемым преступлением, а именно: при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.
Квалифицирующим признаком незаконного получения вознаграждения является также его вымогательство (п. "в" ч. 4 ст. 204 УК), под которым понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное постав-ление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов. Например, сопряженным с вымогательством следует признать получение незаконного вознаграждения, когда руководитель организации требовал его под угрозой незаконного увольнения с работы.
Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственноститолько лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о переданном вознаграждении органам власти еще неизвестно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о коммерческом подкупе должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом ввиду того, что управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом, конечно, заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.
Незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершенная без отягчающих обстоятельств, считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах — средней тяжести. Незаконное получение такого вознаграждения — преступление средней тяжести.