Злоупотребление должностными полномочиями ( ст. 285 УК РФ ). Разграничение от превышения должностными полномочиями

Состав данного преступления, совершаемого специальным субъектом – должностным лицом, является материальным. Кроме преступных действий, выражающихся в злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, законодатель требует наступления в результате преступных действий существенного вреда законным интересам граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Если нет в деянии хотя бы одного из этих признаков, состав преступления отсутствует.

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями являются интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В качестве дополнительных объектов выступают интересы граждан, организаций, общества и государства, что и определяет повышенную общественную опасность данного преступления.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознававшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Ученые считают, что злоупотребление служебными полномочиями может совершиться и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности[73]. Данное мнение подтверждается также указанным выше постановлением Пленума Верховного Суда РФ, в котором отмечается, что ответственность по ст. 285 УК наступает также «за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей, если бездействие совершалось из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства»[74].

В данном случае состав злоупотребления полномочиями конкурирует с составом халатности (ст. 293 УК РФ). Отличительным признаком здесь является характер вины по отношению к последствиям. При злоупотреблении - вина в форме прямого или косвенного умысла. При халатности – неосторожность, как правило, в форме преступной небрежности. Следовательно, при злоупотреблении полномочиями должностное лицо предвидит наступление вредных последствий в результате его бездействий (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан) и в лучшем случае относится к наступлению этих последствий безразлично, т. е. сознательно их допускает. При халатности должностное лицо таких последствий не предвидит, но могло и должно было предвидеть, если бы добросовестно выполняло свои должностные обязанности.

С субъективной стороны кроме умышленной вины (умысел прямой или косвенный) в составе злоупотребления должностными полномочиями в качестве обязательного признака выступает мотив преступления. Это корысть или иная личная заинтересованность должностного лица.

Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления служебными полномочиями или служебного подлога может выражаться в стремлении получить имущественную выгоду, месть, карьеризм, желание показать себя в выгодном свете, скрыть свои профессиональные недостатки, уйти от ответственности за допущенные ошибки и др.

Частное лицо не может быть соисполнителем данного должностного преступления, но может быть привлечено по ст. 285 УК в качестве организатора, подстрекателя или пособника с применением ст. 33 УК РФ. Если это лицо проходит в составе организованной группы, оно может быть привлечено к ответственности, например, по п. «б» ч. 3 ст. 287 или по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК без применения ст. 33 УК РФ.

Квалифицированным видом злоупотребления служебными полномочиями является совершение данного преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 285 УК, а также в составах: ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 288, ч. 3 ст. 290 УК). Это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ или конституциями или уставами субъектов Российской Федерации, непосредственно исполняющие полномочия государственных органов (сводный перечень государственных должностей РФ утвержден указом Президента РФ от 11.01.95 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[75]).

Под главой местного самоуправления понимаются глава муниципального образования и глава местной администрации.

Тяжкие последствия являются в данном составе особо квалифицирующим признаком (ч. 3 ст. 285 УК). К тяжким последствиям можно отнести, например, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, крупную аварию на производстве, нанесение материального ущерба в особо крупном размере. При квалификации в этих случаях возможна дополнительная квалификация по другим статьям УК.

качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект– права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Наши рекомендации