Принципы построения финансовой отчетности корпораций

Принципы построения финансовой отчетности корпораций - student2.ru

Составление финансовой отчетности в условиях рынка основано на ряде принципов.

Основное требование к информации, представляемой внешним пользователям развитых финансовых рынков, заключается в том, чтобы она была полезной для этих пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям.

Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа, т. е. разработки прогноза о результатах прошлых, текущих и будущих решений, а также подтверждения правильности прошлых решений пользователя или выявления их ошибочности. Уместность предполагает также своевременность данной информации, поскольку, если ин­формация получена позже необходимого срока, она уже никак не может повлиять на принятие решения.

Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью, а также нейтральностью данных.

Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни. Требование преобладания содержания над юридической формой означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются прежде всего с точки зрения их эко­номического содержания, даже если их юридическая форма пре­дусматривает иную трактовку.

Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не де­лает акцента на удовлетворение интересов одной группы поль­зователей общей отчетности в ущерб другой группы.

Понятность означает, что пользователи могут понять содержа­ние отчетности без специальной профессиональной подготовки.

Сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предпри­ятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о дея­тельности предприятия за несколько отчетных периодов.

Каждая единица информации включается в отчетность исходя из того, что учет этой финансовой информации производился на основе определенных принципов учета, а также принимая во внимание существующие ограничения на включение данных в отчетную информацию.

К принципам учета относятся:

1. Принцип двойной записи, который обусловливает запись каждой операции дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.

2. Принцип экономической единицы учета, в соответствии с ко­торым хозяйственная единица, идентифицируемая в отчетности, отделяется от ее собственников или других единиц.

3. Принцип периодичности, который означает, что предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности за соответствующие периоды. Это приводит к своего рода искусственному делению всего жизненного цикла предприятия на отдельные отрезки вре­мени (месяц, квартал, год и др.) и привносит элемент субъективизма в оценку результатов за эти периоды.

4. Принцип функционирующего предприятия (продолжающейся деятельности, непрерывности), который означает, что предпри­ятие будет продолжать свою деятельность достаточно долго, в со­ответствии с целями своего создания, и что оно не будет в ближайшее время ликвидировано или реорганизовано.

5. Принцип денежной оценки, который означает использование денежного измерителя в качестве универсального.

При этом могут применяться следующие методы оценки:

а) фактическая (историческая) себестоимость - первоначаль­ная сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве этих средств (или при учете обязательств);

б) текущая восстановительная себестоимость сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены каких-либо средств;

в) текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи средств или при наступлении срока их ликвидации;

г) чистая стоимость реализации - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть получена или уплачена при реализации средств или погашении обязательств; как прави­ло, эта стоимость равна цене реализации за вычетом обычных расходов по реализации;

д) дисконтированная стоимость приведенная стоимость бу­дущих денежных поступлений или их эквивалентов с учетом аль­тернативных возможностей инвестирования.

6. Принцип (метод) начислений, который позволяет бухгалтеру принять решение о том, к какому отчетному периоду отнести со­ ответствующие доходы и расходы. Метод начислений предполагает, что доходы относятся к тому отчетному периоду, в котором соответствующая продукция отгружена (соответствующие услуги оказаны) покупателю, даже если денежные средства еще не пере­числены на счет продавца. Также расходы отражаются в том от­четном периоде, в котором они возникли, независимо от того, оплачены ли они предприятием в данном отчетном периоде.

Вместе с тем, метод начислений предполагает использование принципа осторожности, в соответствии с которым определенная часть выручки, которая, по оценкам предприятия, не будет получена в данном отчетном периоде, может быть списана как сомнительная дебиторская задолженность из прибыли того отчетного периода, в котором отражена соответствующая выручка по отгруженной продукции.

7. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода, который означает, что в данном отчетном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили полу­чение доходов этого отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчет­ными периодами в соответствии с какой-либо системой распре­деления. Примером является амортизация основных средств, ко­торые списываются в течение нескольких отчетных периодов согласно установленной схеме.

В ходе формирования отчетной информации должны соблю­даться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

1. Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотносить­ся с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

2. Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Это озна­чает также, что для отражения потенциальных потерь или убытков предприятию нужно меньше оснований, чем для отражения потенциальных прибылей. Одним из отражений принципа осторожности является правило низшей оценки: по себестоимости или рыночной цене. Это правило гласит, например, что, если предприятие приобрело свои оборотные средства по одной цене, а в настоящее время рыночная цена на них упала, то в документах отчетности предприятие должно отражать эти средства по теку­щей рыночной цене с отнесением разницы на убытки текущего периода. Однако, если рыночная цена на оборотные активы воз­росла в данном отчетном периоде, предприятие не вносит ника­ких изменений в свои документы до момента фактической реали­зации активов по возросшей рыночной цене. Такой подход поз­воляет отразить в бухгалтерском учете изменчивость рыночной ситуации и связанный с этим риск хозяйственной деятельности предприятия и его собственников.

3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурент­ным позициям предприятия. Это требование относится к публич­ной информации компаний, которые по закону обязаны пред­ставлять отчетность широкому кругу пользователей.

В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупнен­ные статьи, которые в международной практике называются эле­ментами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного перио­да и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элемен­ты финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках.

Наши рекомендации