Принципы и порядок формирования финансовой информации в системе бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская отчетность организации это важнейший источник информации о ее имущественном и финансовом положении, результатах экономической деятельности, сведения которой помогают пользователям получить полную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

В последнее время идет активный процесс реформирования нормативно-законодательной базы, регламентирующей порядок ведения учета и формирования отчетности в нашей стране. Прежде всего, этот процесс безусловно связан с изменениями происходящими в экономической жизни нашей страны и переходом к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Безусловно, необходимость данных мер продиктована интересами и самого российского общества, вступившего в новую фазу экономико-правового развития. Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества» обозначены основополагающими принципами, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию.

Уже в настоящее время, отчетность, представляемая российскими компаниями по окончании отчетного года, существенно не отличается от отчетности, формируемой в соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности (МСФО) (таблица №1).

Таблица №1

Состав бухгалтерской отчетности по РСБУ и МСФО

РСБУ (п. 5 ПБУ 4/99) МСФО (IAS) 1
Бухгалтерский баланс Отчет о финансовом положении (Statement of financial position)
Отчет о финансовых результатах Отчет о совокупном доходе (Statement of comprehensive income)
Отчет об изменениях капитала Отчет об изменениях в собственном капитале (Statementofchangesin equity)
Отчет о движении денежных средств Отчет о движении денежных средств (StatementofCashFlow)
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках  
Пояснительная записка Учетная политика и примечания к отчетности

Начиная с 01.01.2013г. в соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ «экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года». Данное правило еще более сближает требования к составлению отчетности по российским стандартам и МСФО.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, общественного объединения, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, устанавливается национальными стандартами. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В соответствии со ст. 15, выше указанного закона, отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

В бухгалтерском балансе организации теперь обязаны будут раскрывать сравнительную информацию за предыдущий период. Ведь согласно МСФО финансовая отчетность представляется как минимум за два периода: отчетный и предшествующий ему.

В отчете о финансовых результатах организации представляют информацию о совокупном финансовом результате периода. В отличие от международной практики, по которой информация о совокупном доходе представляется справочно.

Изменилось и содержание «Отчета об изменениях капитала», новая форма которого, тоже приближена к требованиям МСФО. В частности, новый отчет об изменениях капитала стал состоять из трех разделов: («Движение капитала», «Корректировка в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок»; «Чистые активы»). Из отчета об изменениях капитала полностью исключен раздел «Резервы», в котором отражалась не только информация о резервах в составе собственного капитала (образованных в соответствии с законодательством, учредительными документами), но и информация о других видах резервов: оценочных резервах, резервах предстоящих расходов, резервах под условные факты хозяйственной деятельности, прочих резервах.

Несколько трансформирован и «Отчет о движении денежных средств» в него внесены изменения в структуре показателей, изменено название ряда показателей: показатель «чистые денежные средства от операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности» заменен на «результат движения - денежные средства от операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности». Хотя представление в отчете процентов, дивидендов, налога на прибыль по-прежнему не соответствует международной практике.

При составлении отчета о движении денежных средств организации обязаны применять ПБУ 23/2011, т.е. организации обязаны отражать не только остатки денежных средств на начало и на конец отчетного периода, их поступления и платежи за отчетный период, но и остатки денежных эквивалентов на начало и на конец отчетного периода, а также их поступления и платежи за отчетный период.

Дополнительное раскрытие информации организации излагают в соответствующих Пояснениях, которые могут быть оформлены в табличной и (или) текстовой форме.

Объем раскрываемой информации значительно возрос. В пояснениях по ряду показателей (нематериальным активам, основным средствам, финансовым вложениям, запасам, дебиторской задолженности) информация об остатках на начало и конец отчетного периода представляется развернуто: отдельно отражены первоначальная стоимость (себестоимость, договорная стоимость) и накопленная амортизация и убытки от обесценения (накопленная корректировка, величина резерва под снижение стоимости, величина резерва по сомнительным долгам). Изменения показателей за период приводятся в разрезе причин, их обусловивших. Кроме того, в пояснениях по всем показателям показывается сравнительная информация за предыдущий период.

Представление пояснений в упорядоченном виде с обязательным указанием перекрестной ссылки на соответствующие статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств соответствует международной практике, позволит пользователям финансовой отчетности лучше ориентироваться в ней, быстрее находить информацию, необходимую для углубленного анализа.

Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных проводить обязательный аудит, установлены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

С 01.01.2013года коренным образом изменится и сама система нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. Согласно ст. 21.Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ «к документам в области регулирования бухгалтерского учета будут относится:

1) Федеральные стандарты;

2) Отраслевые стандарты;

3) Рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) Стандарты экономического субъекта».

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению; могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учете отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Таким образом, система принципов и требований к отчетности, определяемая МСФО, как в международной практике, так и в России рассматривается как следующий этап в совершенствовании бухгалтерского учета и является основным, приоритетным направлением развития методологии бухгалтерского учета в нашей стране.

Наши рекомендации