Принципы построения финансовой отчетности

Принципы, определяемые методологией бухгалтерского учета:

1). Принцип двойной записи - заключаются в адекватном двойном отражении каждой хозяйственной операции.

2). Принцип периодичности, определяющий и закрепляющий временные периоды в хозяйственной деятельности предприятия для регулярного составления и предоставления пользователям финансовой отчетности

3). Принцип денежной оценки, обусловливающий регламент использования стоимостного измерителя как универсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовой отчетности.

В «рыночном» учете могут быть использованы следующие приемы и способы оценки показателей финансовой отчетности:

- по фактической себестоимости, т.е. по сумме, эквивалентной первоначальной стоимости средств;

- по текущей восстановительной стоимости, т.е. эквивалентной сумме средств, которая должна быть уплачена в случае необходимости замены действующих средств (изменению курсовой разницы валюты);

- по текущей рыночной стоимости, т.е. искомая сумма средств, может быть получена как результат продажи средств на рынке или при наступлении срока их ликвидности;

- по чистой стоимости реализации, т.е. на основе расчета, при котором из суммы средств, полученных при реализации соответствующей статьи, вычитаются расходы по реализации,

4). Принцип соответствия – заключается в применении принятой на предприятии учетной политики при определении важнейших элементов финансовой отчетности ( доходов, расходов, прибыли, убытков, активов)

К основным вопросам учетной политики относятся:

1)Выбор способа начисления амортизации

2) Выбор оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство товаров при выполнении работ и оказываемых услуг

3) Определение способа начисления износа по МЦ и БИ предметам

4) Порядок отнесения на себестоимость продуктов отдельных видов расходов

5) Состав затрат, относимых на себестоимость

Содержание финансовой отчетности

-Бухгалтерский баланс;

-Отчет о прибылях и убытках;

-Отчет о изменении капитала;

-Отчет о движении денежных средств;

-Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибыли и убытках

Характеристика баланса

Баланс характеризует его средства по их составу (актив) и источникам преобразования ( пассив)

Основной принцип бухгалтерского учета: сумма собственного капитала и обязательств = активам

Активы = Обязательства + Собственный (акционерный капитал)

Цель баланса

1) Баланс суммирует финансовое положение предприятия;

2) Предоставляет информацию о предприятии, позволяющую оценить:

- ликвидность

-финансовую гибкость ( способность предприятия использовать ресурсы для адаптации к изменениям)

- операционные возможности ( объем продаж в отчетном периоде по сравнению с базовым)

-капитал ( чистые активы)

Отчет о прибылях и убытках считается наиболее важным документом финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности предприятия, отражая прибыль предприятия за определенный период. Разность между доходами и расходами представляет собой чистую прибыль.

9. Содержание финансового планирования

Цель финансового планирования - организация планирования доходов и расходов для обеспеченияушпешной хозяйственной деятельности, достижение прибыльности и конкурентоспособности предприятия.

Этапы:

1) анализ финансовой ситуации и проблем;

2) прогнозирование будущих финансовых условий;

3) постановка финансовых задач;

4) выбор оптимального варианта;

5) составление финансового плана;

6) корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

7) выполнение финансового плана;

8) анализ и контроль выполнения плана.

Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.

Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды предприятия, изучения рынка, спроса, конкуренции и др.

доходов, прибыли, предельных размеров и основных направлений использования средств.

Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов, оптимальных вариантов развития финансов предприятия и определяется основной.

Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установления конкретных сроков их достижения.

Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

Анализ и контроль заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

10. Финансовый план организации

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план организации составляется в виде баланса его доходов и расходов.

Наши рекомендации