Принципы построения финансовой отчетности
Принципы, определяемые методологией бухгалтерского учета:
1). Принцип двойной записи - заключаются в адекватном двойном отражении каждой хозяйственной операции.
2). Принцип периодичности, определяющий и закрепляющий временные периоды в хозяйственной деятельности предприятия для регулярного составления и предоставления пользователям финансовой отчетности
3). Принцип денежной оценки, обусловливающий регламент использования стоимостного измерителя как универсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовой отчетности.
В «рыночном» учете могут быть использованы следующие приемы и способы оценки показателей финансовой отчетности:
- по фактической себестоимости, т.е. по сумме, эквивалентной первоначальной стоимости средств;
- по текущей восстановительной стоимости, т.е. эквивалентной сумме средств, которая должна быть уплачена в случае необходимости замены действующих средств (изменению курсовой разницы валюты);
- по текущей рыночной стоимости, т.е. искомая сумма средств, может быть получена как результат продажи средств на рынке или при наступлении срока их ликвидности;
- по чистой стоимости реализации, т.е. на основе расчета, при котором из суммы средств, полученных при реализации соответствующей статьи, вычитаются расходы по реализации,
4). Принцип соответствия – заключается в применении принятой на предприятии учетной политики при определении важнейших элементов финансовой отчетности ( доходов, расходов, прибыли, убытков, активов)
К основным вопросам учетной политики относятся:
1)Выбор способа начисления амортизации
2) Выбор оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство товаров при выполнении работ и оказываемых услуг
3) Определение способа начисления износа по МЦ и БИ предметам
4) Порядок отнесения на себестоимость продуктов отдельных видов расходов
5) Состав затрат, относимых на себестоимость
Содержание финансовой отчетности
-Бухгалтерский баланс;
-Отчет о прибылях и убытках;
-Отчет о изменении капитала;
-Отчет о движении денежных средств;
-Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибыли и убытках
Характеристика баланса
Баланс характеризует его средства по их составу (актив) и источникам преобразования ( пассив)
Основной принцип бухгалтерского учета: сумма собственного капитала и обязательств = активам
Активы = Обязательства + Собственный (акционерный капитал)
Цель баланса
1) Баланс суммирует финансовое положение предприятия;
2) Предоставляет информацию о предприятии, позволяющую оценить:
- ликвидность
-финансовую гибкость ( способность предприятия использовать ресурсы для адаптации к изменениям)
- операционные возможности ( объем продаж в отчетном периоде по сравнению с базовым)
-капитал ( чистые активы)
Отчет о прибылях и убытках считается наиболее важным документом финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности предприятия, отражая прибыль предприятия за определенный период. Разность между доходами и расходами представляет собой чистую прибыль.
9. Содержание финансового планирования
Цель финансового планирования - организация планирования доходов и расходов для обеспеченияушпешной хозяйственной деятельности, достижение прибыльности и конкурентоспособности предприятия.
Этапы:
1) анализ финансовой ситуации и проблем;
2) прогнозирование будущих финансовых условий;
3) постановка финансовых задач;
4) выбор оптимального варианта;
5) составление финансового плана;
6) корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
7) выполнение финансового плана;
8) анализ и контроль выполнения плана.
Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.
Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды предприятия, изучения рынка, спроса, конкуренции и др.
доходов, прибыли, предельных размеров и основных направлений использования средств.
Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов, оптимальных вариантов развития финансов предприятия и определяется основной.
Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.
Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установления конкретных сроков их достижения.
Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.
Анализ и контроль заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.
10. Финансовый план организации
Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.
Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.
Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.
Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.
Финансовый план организации составляется в виде баланса его доходов и расходов.