Вопрос 3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования

Капитал предприятия — это материальные и денежные средства, инвестируемые в формирование имущества торгового предприятия, принадлежащего ему на правах собственности и представленного в виде активов.

Величина капитала должна быть такой, чтобы обеспечивать цели предприятия. Капитал может быть: основной, оборотный. Основной капитал имеет длительный цикл (не менее 5 лет). Оборотный – одноразовый при производстве, реализации (определяется длительностью цикла производства и реализации продукции).

В структуре собственного капитала преобладающее место занимают уставной капитал и резервы, накопленные предприятием, т.е. резервный капитал, добавочный капитал, фонды накопления и накопленная прибыль.

Уставной капитал - это стартовый капитал, необходимый предприятию для торгово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Его размер отражается в сумме, зарегистрированной в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей.

Резервный капитал - создается согласно законодательству и формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения размера, установленного уставом предприятия.

Добавочный капитал - это увеличение стоимости активов предприятия (основных и оборотных средств) за счет появления новых либо возрастания учетной стоимости имеющихся активов.

Накопляемая (чистая) прибыль является также частью собственного капитала в качестве основного источника формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие торгового предприятия.

Источники формирования капитала.

1.Формируются за счет вкладов учредителей по статье «уставный капитал». Первый источник учредителей - это собственные средства.

2. прибыль предприятия - собственные средства.

3. резервный капитал - тесно связан с прибылью предприятия.

4. добавочный капитал: 1-ый источник- переоценка имущества предпр.2-ой источник- продажа акций.

5. кредитные средства - заемные средства.

Собственный капитал предприятия торговли формируется за счет следующих источников денежных средств: первоначального капитала, предоставленного собственником; прочих взносов юридических и физических лиц; резервов, накопленных предприятием.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия являются:

- Собственные средства (чистая прибыль, амортизационные отчисления, прочие внутренние источники)

- Заемные и привлеченные средства (устойчивые пассивы предприятия: расчеты с покупателями заказчиками по полученным авансам, задолженность по зарплате и органам соц. страхования, резервы предстоящих расходов и платежей, временно свободные средства спец. фондов, кредиторская задолженность предприятия. Кредиты и займы, в том числе товарные и финансовые).

Финансовые ресурсы предприятия используются:

- платежи - бюджету, банкам, налог, органам, возврат ссуд, страховые платежи;

- инвестирование средств - производственные и финансовые инвестиции;

- образование поощрительных и социальных фондов.

В зависимости от характера участия в торгово-хозяйственном процессе и скорости оборота активы предприятия подразделяются на две группы: оборотные и внеоборотные активы.

Внеоборотные активы образуют основной капитал и представляют собой совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в хозяйственной деятельности и переносящих на издержки обращения свою используемую стоимость частями. К ним относятся: основные средства; незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения.

Показатели эффективности использования:

1. Оборачиваемость в днях (отношение среднегодовой стоимости оборотных средств, умноженное на период времени к товарообороту).

2. Оборачиваемость в оборотах (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости оборота).

3. Рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней стоимости оборотных средств).


Наши рекомендации