Сущность муниципальных услуг как вида публичных услуг

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне. Муниципальная услуга как вид публичных услуг является базовым элементом муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Многие права граждан Российской Федерации в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, закрепленные в Конституции РФ, реализуются через предоставление населению муниципальных услуг. Перечни услуг, предоставляемых в тех или иных муниципальных образованиях, разнятся, что обусловливается местными условиями, типом муниципального образования, количеством проживающего населения, его социальной структурой. Тем не менее, ряд услуг носит обязательный характер для всех типов муниципальных образований, и основную номенклатуру этих услуг раскрывает перечень вопросов местного значения муниципального образования, определенный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ[6].

Ряд вопросов местного значения прямо сформулирован как предоставление соответствующей услуги или осуществление соответствующего вида деятельности. Следовательно, основная деятельность местного самоуправления состоит в обеспечении предоставления муниципальных услуг, связанных с жизнедеятельностью населения, на всей территории муниципального образования. Отнесение тех или иных вопросов к ведению местного самоуправления, а также добровольное принятие на себя муниципальным образованием обязательств по обеспечению необходимых дополнительных услуг не означает требования непосредственно предоставлять эти услуги органами местного самоуправления либо создавать в этих целях муниципальные предприятия и учреждения.

В роли государственных и муниципальных услуг чаще всего выступают социальные услуги, что, впрочем, вполне соответствует конституционному определению России как социального государства.

Базовыми муниципальными услугами являются услуги, непосредственно обеспечивающие жизнедеятельность граждан каждого конкретного муниципального образования. Содержание этих услуг прямо следует из предметов деятельности органов местного самоуправления. В случае передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям для исполнения сюда присоединяется и деятельность органов государственной власти субъекта РФ либо Федерации.

Все муниципальные услуги можно разбить на следующие блоки:

– услуги образования (в том числе дополнительного – музыкального, художественного и пр.);

– услуги здравоохранения и поддержания жизнеспособности (уход за инвалидами и престарелыми, социальная помощь на дому, предоставление финансовой и материальной помощи, санаторно-курортное лечение, дома отдыха); – услуги по обеспечению досуга (культура, спорт, информация);\

– услуги по обеспечению среды обитания (благоустройство, озеленение, градостроение, содержание дорог) и содержанию жилья (жилищные и коммунальные услуги);

– услуги транспорта и связи;

– услуги снабжения (торговля, общепит, бытовое обслуживание);

– услуги по обеспечению правопорядка и личной защиты;

– услуги поддержки деловой активности (банки, биржи);

– услуги жилищных и коммунальных служб.

Каждый из указанных отраслевых блоков имеет свою проблематику, индивидуальные компоненты (подсистемы) общей системы правового, организационного, финансового обеспечения производства и предоставления услуг. Следует учитывать, что даже специализированные организации оказывают целый спектр услуг. Например, общеобразовательная школа по своей сути является многопрофильным социальным учреждением, предоставляя услуги не только образовательные, но и услуги питания, организации досуга, личной безопасности учащихся, услуги воспитания, культуры, здравоохранения и т.д.

В широком смысле под муниципальной услугой следует понимать совокупность процесса и результата целевой деятельности органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования по удовлетворению конкретной социальной потребности жителей муниципального образования, а также сопутствующие товары, работы, услуги, без использования которых невозможно надлежащее производство муниципальной услуги [7]. Приведённое определение позволяет выделить особенности муниципальной услуги.

В процессе оказания любой услуги всегда можно выделить трёх ее главных участников — потребителя (получателя), поставщика (исполнителя) и организатора (заказчика) услуги, которые связаны между собой сложной системой отношений (назначение услуги, ее поставка, потребление и оплата и т.д.). Потребителями государственных и муниципальных услуг, как правило, вы- ступают граждане или группы граждан, а в отдельных случаях — юридические лица.

В Российской Федерации «заказчиками» муниципальных услуг являются соответствующие подразделения местной администрации, к полномочиям которых действующими законами либо муниципальными правовыми актами отнесена организация предоставления медицинских, образовательных и иных муниципальных услуг, а, следовательно, и выбор оптимального способа предоставления муниципальных услуг и исполнителей услуг. Основными «поставщиками» (исполнителями) публичных услуг являются подведомственные муниципальные или государственные медицинские, образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания, государственные и муниципальные унитарные предприятия. В роли поставщиков могут выступать коммерческие и некоммерческие организации (НКО), а также отдельные граждане либо неформальные группы граждан. Естественно, у каждого поставщика услуг может быть как сугубо своя (узкая) клиентская база, так и расширенная (незакрепленная) база потребителей, что влияет на механизм правового регулирования. Организатор (заказчик) должен установить процедуру принятия решений по отбору поставщика требуемых услуг по их видам, количеству и качеству, по уровню необходимых затрат в условиях заведомого отсутствия согласия между потребителями6 . Поскольку организация услуги сама по себе является услугой, органы власти могут выступить также в роли организатора организации, назначив на определенных условиях непосредственного организатора услуги (которым может быть и коммерческая фирма, и НКО).

В зависимости от роли бюджета в финансировании услуги механизмы организации и предоставления муниципальных услуг разбиты на три группы: 1) услуга полностью финансируется из бюджета; 2) бюджет не участвует в финансировании услуги; 3) бюджет и потребитель финансируют услугу совместно.

«Бесплатная» муниципальная услуга бесплатно поставляет орган власти, который здесь выступает и поставщиком, и организатором услуги. Но бесплатной услуга быть не может: либо за неё платит клиент, либо за обслуженного клиента полностью или частично платит бюджет.

В случае платной муниципальной услуги организатором услуги является потребитель, а муниципалитет выступает как монопольный поставщик.

Межмуниципальное соглашение – это соглашение, при котором один из муниципалитетов может заключить с другим договор о выполнении услуги для потребителя. Например, ученики небольшого поселка могут посещать «чужую» школу.

Муниципальный контракт заключают органы власти с частными и некоммерческими организациями. Орган власти выступает как организатор услуги и оплачивает ее, а фирма – как ее поставщик.

Таким образом, муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований[8].

К муниципальным услугам относятся: жилищно-коммунальные, транспортные (на территории поселения), бытовые, торговые, образовательные, медицинские, культурные, развлекательные и другие услуги. К ним также следует отнести и услуги по обеспечению общественного порядка, обустройства и содержания территории, обеспечение её экологического, санитарного состояния и т. п.

Заключение

Публичная услуга имеет место там, где в удовлетворении интереса частного есть общественный интерес. Сочетая в себе личные, общественные и государственные интересы, данная категория опирается на единство личности, общества и государства. Современное понимание публичных услуг охватывает все виды деятельности, осуществляемой в интересах общества. Оказание публичных услуг рассматривается как функция современного социального государства.

Муниципальная услуга, как вид публичных услуг, является базовым элементом муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения.

Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения.

Специфические свойства муниципальных услуг:

- необходимость бесперебойного оказания услуг;

- необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека;

- увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);

- практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;

- местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т.п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2003. - № 23. Ст. 2854.

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210–ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 678.

3. Кирсанов С.А. Муниципальные услуги: способы предоставления // Вестник. – Омск, 2015.- № 2. – 10 с.

4. Маланина Е.Н. Классификация публичных услуг // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014.- № 1. – 12 с.

5. Нестеров А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 11. – 16 с.

6. Понкин И.В. Понятие публичных услуг // Вестник Омского университета. Серия «Право» - 2014. - № 1. – 20 с.

7. Тихомиров Ю. А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты // Эволюция правовых институтов: сб. науч. трудов. – Москва, 2015. – 14 с.

8. Южаков В.А. Государственные и муниципальные услуги. Динамика и проблемы удовлетворенности граждан / М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014, 240 с.

[1] Тихомиров Ю. А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты // Эволюция правовых институтов: сб. науч. трудов. – Москва, 2015. – С. 67-72.

[2] Понкин И.В. Понятие публичных услуг // Вестник Омского университета. Серия «Право» - 2014. - № 1. - С. 134–138.

[3] Маланина Е.Н. Классификация публичных услуг // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014.- № 1. - С. 36–38.

[4] Нестеров А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 11. - С. 12-16.

[5] Маланина Е.Н. Классификация публичных услуг // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014.- № 1. - С. 36–38.

[6] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2003. - № 23. Ст. 2854.

[7] Кирсанов С.А. Муниципальные услуги: способы предоставления // Вестник. –Омск, 2015.- № 2. - С. 26–30.

[8] Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210–ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 678.

Наши рекомендации