Формы стабилизации международных валютно-кредитных и финансовых отношений
Вопросы валютной стабилизации. Механизм международной кредитной стабилизации. Международная финансовая стабилизация.
119.1. Вопросы валютной стабилизации
Арсенал валютной стабилизации центральных банков включает такие инструменты,как валютная интервенция, девальвация, ревальвация, операции на открытом рынке, учетная ставка, нормы обязательных резервов.
Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемого уровня международных резервов. Для повышения курса национальной валюты продается, а для снижения - покупается иностранная валюта. Возможны различные приемы проведения валютной интервенции. Федеральная резервная система США периодически проводит скрытые интервенции, а Бундесбанк Германии и Банк Англии, напротив, широко освещают свое участие в подобных мероприятиях. Смысл этой операции в том, чтобы убедить других участников валютного рынка двигаться в направлении, необходимом центральному банку, и тем самым сократить расходы валюты на проведение интервенции. Иногда Центральный банк пытается удерживать рынок путем «словесных интервенций», информируя участников о своей заинтересованности именно в такой тенденции движения валютного курса.
Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной валюты путем девальвации, т.е. снижения ее официального курса по отношению к валюте, к которой она привязана (при ревальвации наоборот - повышение курса), предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются для характеристики режима с фиксированным обменным курсом. В случае изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание».
Операции на открытом рынке - покупка или продажа ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если Центральный банк продает ценные бумаги, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению обменного курса. Покупая ценные бума1-ги на рынке у коммерческих банков, Центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы операциями на открытом рынке схож с интервенцией, что приводит к изменению обменного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название «стерилизация» и позволяет сохранить размер денежной массы, несмотря на изменение обменного курса.
Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 1920-х гг. в США, где такие операции были широко распространены. В начале 1930-х гг. этот инструмент начал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.
Учетная ставка - важный инструмент монетарного регулирования, с помощью которого Центральный банк может воздействовать на количество резервных денег и обменный курс, изменяя суммы и условия предоставления своих кредитов. Повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран с более низкой процентной ставкой, тем самым увеличивается масса иностранной валюты и повышается курс национальной денежной единицы. Так, в начале 1980-х гг. администрация США установила более высокий уровень процентной ставки, чем был в странах Западной Европы и Японии. Это сделало доллар более привлекательной для иностранных инвесторов валютой, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места, а в конечном счете - предпосылки для увеличения темпов экономического роста. Однако важно понимать, что процентная ставка должна быть выше, но не слишком высокой. Изменение процентной ставки в ЕС или США происходит лишь на четверть или наполовину, что и способствует экономическому росту. Высокие скачки процентной ставки в несколько раз в странах Юго-Восточной Азии привели к ухудшению экономической ситуации при появлении малейших признаков нестабильности. Большая доля заемных средств частных корпораций повышает вероятность банкротства при неэффективном финансовом менеджменте. В этой связи при возникновении кризиса в корпоративном секторе высокие процентные ставки не только препятствуют его преодолению, но и еще более дестабилизируют ситуацию.
Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воздействовать на обменный курс, просто изменяя величину обязательных резервов коммерческих банков. Так, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повысится. Однако в последние годы отмечается тенденция к снижению норм обязательных резервов или к их полной отмене. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получать, выдавая деньги в кредит.
Наряду с валютным советом популярна официальная долларизация стран, т.е. использование валюты другого государства (обычно доллара США) в качестве законного платежного средства. Государства, прибегавшие к этой мере, почти всегда находились на грани дефолта и коллапса всей национальной экономической системы.
119.2. Механизм международной кредитной стабилизации
Механизм международной кредитной стабилизациивключает как институциональные, так и операционные инструменты. Главным институтом, на который ложится ответственность за проведение превентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и мировое сообщество, является Центральный банк. Кроме него важную роль играют международные финансовые организации, правительство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризисное регулирование, являются банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Не меньшую роль в кредитной стабилизации играют потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Государство, решая проблему банковских потрясений, фактически защищает эту группу субъектов.
Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инструментов по предотвращению и преодолению международного кредитного кризиса.
Предотвращение международной кредитной нестабильностипрежде всего предполагает распределение полномочий между международными организациями, государственными институтами и центральным банком по стабилизации национальной и региональной кредитных систем. Затем создаются специализированные целевые гарантийные и страховые фонды, наделенные полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и предотвращение системного кризиса в банковском секторе. Цель создания таких фондов - оградить от внешнего политического давления профессиональную деятельность институтов, ответственных за оздоровление и спасение «заболевших» кредитных организаций.
Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах: ограничение на определенный вид деятельности и определенные активы, разграничение международной кредитной и финансовой деятельности, ограничение международной конкуренции, система страхования депозитов, мониторинг международной банковской деятельности, преодоление международного кредитного кризиса.
119.3. Международная финансовая стабилизация
Международная финансовая стабилизацияпредполагает как создание благоприятных условий функционирования для отдельных международных субъектов, так и формирование общей привлекательной финансовой среды. Для достижения этого необходимо решить две ключевые задачи: оптимальность выбора внешнего заемщика и создание мотивации у международных заемщиков к погашению кредитов.
Выбирая страну заемщика, международные финансовые субъекты оценивают его отношения с международными финансовыми организациями. И дело здесь не только в кредитной репутации государства. Инвесторы стараются заручиться финансовой поддержкой международных институтов, чтобы получить дополнительные гарантии и создать материальную базу для выполнения должником своих обязательств. Кроме внешней помощи кредиторы оценивают валютные резервы, которые власти готовы потратить на погашение долгов. Однако в этом случае велика вероятность стратегического кризиса, когда Центральный банк откажется расходовать весь объем валютных запасов. Поэтому более надежным показателем возврата долга по сравнению с размером международных резервов является положительное сальдо текущего счета платежного баланса, обеспечивающего поступление валюты в страну. Но главный параметр, на который ориентируются кредиторы при выдаче займов другому государству, - размер ВВП.
Для усиления мотивации к выполнению внешних финансовых обязательств могут использоваться следующие инструменты:
• отстранение от международного рынка капитала. Правда, существуют обстоятельства, когда заемщик готов потерять доступ к международному рынку капиталов. Если заемщик не склонен к риску, он может отказаться как от выплат по долгу, так и от других займов. Во-вторых, у него может быть альтернативный безрисковый инвестиционный проект, выплаты по которому не зависят от того, был объявлен дефолт по долговым обязательствам или нет. Причем доходность альтернативного проекта совпадает с мировой рыночной ценой капитала. В таком случае угрозы отстранения заемщика от кредитного рынка также недостаточно для того, чтобы предотвратить объявление дефолта. Отстранение от международного рынка капитала имеет двойное действие: с одной стороны, это форма штрафных санкций, с другой - вопрос репутации и имиджа заемщика;
• угроза санкций. Угрозы кредитора применить санкции в случае невыполнения обязательств иногда бывает достаточно для мотивации возвратить долг;
• применение санкций преследует цель получить кредитором максимально возможный объем платежей от заемщика. Однако на практике бывает не просто получить от него хотя бы часть. С одной стороны, отдельным кредиторам сложно контролировать санкции, вводимые вместе с дефолтом. Так, если вследствие дефолта теряется доверие к заемщику, то, по сути, санкции вводит весь международный рынок капитала. С другой стороны, даже если кредитор контролирует систему «наказаний», он вполне может не знать полных издержек дефолта для заемщика, а это необходимо для того, чтобы собрать максимум средств;
• государственные гарантии. Государство, выступая гарантом, повышает инвестиционную привлекательность частных заемщиков. Однако, гарантируя в полном объеме погашение взятых кредитов, оно снимает значительную долю ответственности корпорации за успешность проекта. Нередко непосредственные участники проекта прикладывают меньше усилий при его реализации, тем самым снижается успешность инвестиций в целом.