Виды отношений с поставщиками и критерии их выбора
Существуют два типа взаимоотношений с поставщиками:
1.оппортунистические характеризуются жесткой позицией на переговорах о закупке и стремлением получить самые лучшие условия. Такой подход в краткосрочной перспективе может дать положительные результаты, но в долгосрочной не всегда эффективен;
2.партнерство, характеризующееся тесными взаимовыгодными контактами, долгосрочными отношениями.
В базе поставщиков предприятия должны присутствовать оба типа отношений. Это связано с тем, что тот и другой тип отношений имеют свои преимущества и недостатки.
Партнерские отношения: преимущества: 1.Стремление обоих предприятий помогать друг другу, так как судьбы партнеров тесно переплетены; 2.Совместная реализация долгосрочных стратегий; 3.Способность к системным инновациям.
Недостатки: 1.Снижается возможность маневра, при принятии тактических решений необходимо учитывать стратегические последствия; 2.Управление партнерскими отношениями требует больших затрат
Оппортунистические отношения: преимущества: 1.Поддержание активной конкурентной борьбы, снижение издержек по сделкам; 2.Простота смены поставщика, если получателя перестанут удовлетворять цена, качество или сам продукт или услуга
Недостатки: 1.Ограниченные возможности совместных действий; 2.Риск «симметричного ответа при изменении рыночной ситуации
Выбор типа отношений с поставщиком в первую очередь зависит от типа поставляемой им продукции. Структурированный анализ закупаемой номенклатуры проводят по четырем критериям:
1.Объем закупок, доля издержек при создании стоимости. 2.Воздействие на конечный результат.
3.Техническая комплексность.
4.Риск, связанный с получением.
Внутренние риски, как правило, связаны с нестабильностью потребления. Оценить ее степень можно с помощью XYZ-анализа. Чем выше перепады потребления, тем большая гибкость требуется от поставщика и тем выше риск не получить требуемое количество продукции в нужное время.
При оценке внешних рисков следует обратить внимание на следующие факторы: 1.степень монополизации рынка, количество возможных поставщиков; 2.наличие дефицитов различного происхождения, соотношение спроса и предложения; 3.политические риски; 4.возможные форс-мажорные обстоятельства; 5.географическое положение поставщиков и риски, связанные с географическим положением; 6.другие возможные угрозы срыва
поставок.
Результаты такого структурированного анализа удобно объединить в матрицу:
Для материалов, относящихся к стратегическим, стоит выбирать партнерство в отношениях с поставщиками. Для некритических материалов – оппортунистические отношения.
10. Выбор поставщиков: сущность и направления решения проблемы
Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения. Насколько хорошо с точки зрения логистики снабжения поставщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Во многих компаниях мира, по крайней мере, половина проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании.
Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы-покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В и В2С. Работая совместно, они могут добиться снижения затрат и качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.
Решение проблемы выбора поставщика возможно в двух направлениях.
1.Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками в прошлом (может быть, являются ими в настоящем), с которыми уже имелись деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя это бывает и не всегда).
Основные этапы решения данной задачи: 1.сбор информации о поставщиках; 2.анализ собранной информации с учетом критериев выбора поставщика; 3.выбор поставщика.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего фирму рынка закупок: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового для нее рынка.