Задачи, методы и практика регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Вэд– одна из сфер экономической деятельности государства, предприятия, фирмы, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Задачи:
-защита национальных внешнеэкономических интересов,
-защита внутр. рынка;
-создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания гос., финн., информ. содействия;
-содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий, патентов, новых технологий; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными гос-ми и межд. организ-ми.
Методы гос регулир ВЭД:
1) Протекционизм-защита внутр рынка от иностр конкуренции:
а) метод таможенно-тарифного регулир(с помощью тамож тарифов и пошлин, систематизированных в соотв с товарной номенклатурой вэд(сборник кодов товаров));
б) м нетарифн р.-Квотирование(количеств ограничение) и лицензирование (выдача гос органами разрешений на ввоз/вывоз опред видов продукции).
2) политика свободной торговли-фритрейдерство.
3) К прямым м регулир вэд: а).Гос сектор в экон; б).Целевое финансир-е (дотации предприятиям, научно-техн, соц программы); в.Закупки товаров, раб, услуг для гос нужд. К косвенным м грэ: Денежно-кредитные (операции на рынке ценных бумаг); Бюдж-налоговые; Внешнеэкон (регулир деят-ти иностр капитала.).
Гос регулир ВЭД может быть:
1)односторонним - инструменты гос регулир используются правительством без согласования с ее торговыми партнерами;
2)двусторонним - меры торговой политики согласов м странами;
3)многосторонним - регулир многосторонними соглашениями.
Осн виды ВЭД: внешн торговля; использование иностран раб силы; между-н и инвестиционное сотрудничество; совместные предприятия; свободные экон зоны; иностр туризм., производственная кооперация, валютные и финансов-кредитные отнощения
Законодательство: Гос регулирование ВЭД в РФ осущ в соотв с КРФ, между-н договорами, ФЗ и норм прав актами РФ. 1)ФЗ№311нояб2010-о тамож регулир в РФ 2)ФЗ№164дек2003-об основах гос регулир-я вэд 3)ФЗ№173 дек2003-о валютн регулир и валютн контроле 4)Тамож кодекс тамож союза Р-Белорус-Казахст. Осн роль -Министерство экономич развития и торговли РФ проводит един гос соц-экон политику. Министерство финансов - обеспеч проведение бюдж, налог, валют политики.
Таможен. тариф – свод ставок и тамож. пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через тамож. границу, систематизиров. в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД (97 групп, 10-ый код)
Госорганы, регулирующие ВЭД: Минэкономразвития России (Эльвира Набиуллина); Минфин России (Силуанов Антон ); Центробанк России (Сергей Игнатьев); ФТС России (Бельянинов Андрей .) Роспотребнадзор (Геннадий Онищенко)
Органы не гос регулирования ВЭД: торгово-промышленная палата (ТПП Катырин Сергей Николаевич)
+ вступление в ВТО
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретнымицелями присоединения для России можно считать следующие:
-Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
-Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
-Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
-Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
-Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
-Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
-Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.