Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения (5-10 лет и более) о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные и стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок отдельным товарам и услугам, странам и группам. Лицензирование - это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные период времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензий сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензии.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6 %.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство Российской Федерации, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

3.3. Экономические методы стимулирования эскпортного производства

Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделяет до 30 % средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержание не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам - экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления - внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков. Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а также фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы. Они составляют в США 1-2% суммы контракта, в Японии - 0,3%.

Дополнительно к административным и экономическим методам регулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

4. Выбор партнера по внешнеэкономической деятельности

До настоящего момента внешнеэкономическая деятельность рассматривалась в самом общем плане, с позиций общества в целом. Рассмотрим некоторые практические вопросы деятельности субъекта внешнеэкономических связей.

Формально в большинстве высокоразвитых стран юридические и физические лица имеют одинаковые права на ведение внешнеэкономической деятельности. Хотя в Российском законодательстве это утверждение непосредственно не зафиксировано, оно вытекает из равноправия форм собственности в Российской Федерации. Таким образом, участвовать во внешнеэкономической деятельности могуткак физические лица или частные фирмы, так и государственные и муниципальные предприятия.

Важнейшим вопросом, с которым приходится сталкиваться фирме при выходе на зарубежный (международный) рынок, является выбор потенциального партнера и сбор информациио нем.Первое, на что нужно обратить внимание при оценке партнера — его юридический статус. Если вы имеете дело с частной фирмой (или частным лицом), товариществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом, государственной структурой,тонеобходимо помнить, что каждая из этих форм имеет специфические особенности, которые к томуже, не одинаково трактуются законодательствами разных стран.

Следует отметить, что владелец частной фирмы, а также участник "полного товарищества", отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности всей своей собственностью. Владельцы предприятий типа "товарищество с ограниченной ответственностью", "акционерное общество", отвечают только в пределах стоимости своего вклада (пая или пакета акций). В любом случае потенциальный партнер должен быть официально зарегистрирован у себя на Родине, т.е. внесен в Торговый реестр. Торговый реестр находится либо в суде (ФРГ, Австрия), либо в местных органах власти (США, Россия, Швейцария). При регистрации в реестр вносится тип фирмы, ее владельцы, сфера деятельности, адрес, структура и состав руководящих органов. Ознакомление с выпиской из Торгового реестра (желательно заверенной в Российском консульстве) в некоторой степени гарантирует от контактов с откровенно недобросовестными партнерами.

В подавляющем большинстве случаев при заключении внешнеэкономических сделок приходится иметь дело не с непосредственным производителем или потребителем товара, а с его коммерческими посредниками.

Коммерческие посредники могут иметь различный правовой статус и выполнять различные функции. К числу коммерческих посредников относятся:

- Торговые маклеры. Они не заключают сделок, а лишь указывают на возможность их совершения. По существу они не несут юридической ответственности по сделкам, оказывая лишь информационные услуги. Оплата их услуг осуществляется, как правило, в виде процента от стоимости заключенных с их помощью контрактов.

- Комиссионеры. Посредники этого типа заключают разовые сделки от своего лица, но за счет обслуживаемой фирмы.

- Торговые представители. Они действуют от имени фирмы на постоянной основе.

Представляя интересы своих клиентов, комиссионеры и торговые представители работают на основе Генеральной или Торговой доверенности. Торговая доверенность дает право посреднику заключать от имени фирмы наряду с торговыми, сделки других типов (например, по кредитованию, аренде и т.д.)

Очень важным аспектом при выборе зарубежного партнера является определение его финансового состояния. Наиболее надежными в этом плане являются государственные структуры. Их платежеспособность гарантируется соответствующим государством. Частные фирмы, даже широко известные, являются менее надежными партнерами. В связи с этим, проводя оценку потенциального партнера, следует ознакомиться с его бухгалтерскими отчетами за последние годы. Крупные и средние фирмы обязательно публикуют свои финансовые отчеты в открытой печати, а малые могут предоставить соответствующие документы по вашему требованию. При оценке партнера необходимо также выяснить ряд вопросов, связанных с использованием патентов - не защищена ли продукция вашего партнера не принадлежащими ему патентами, законно ли он использует торговый и фирменный знак и т.п.

При выборе фирмы партнера по внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать ее государственную принадлежность. Это связано с различными правовыми режимами государств и с различными деловыми традициями. С точки зрения правового статуса того или иного государства, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- Какой общий торговый режим действует в отношении России с данной страной - режим наибольшего благоприятствования; общий торговый режим; эмбарго.

- Какие таможенные ограничения действуют по отношению к данной стране; необходимы ли лицензии на вывоз товаров в данную страну и ввоз из нее в Россию; какие ставки таможенной пошлины (базовые, льготные или повышенные) установлены для данной страны; имеются ли квоты на вывоз и ввоз товаров.

- Имеется ли двустороннее торговое соглашение, соглашения о защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и др.

- Каков валютный режим данного государства. Существуют ли ограничения на ввоз и вывоз валюты.

- Каков пограничный режим данной страны (по приглашениям, визовый).

- Какова политическая и экономическая стабильность данного государства.

Необходимо отметить, что указанные требования в полной мере относятся к так называемым, государствам "ближнего зарубежья".

Помимо этого, следует учитывать некоторые национальные особенности:

- Наличие традиций предпринимательства в данной стране. Так многие положения средневекового кодекса торговли, безусловно подразумевающиеся в деятельности европейских предпринимателей, требуют письменного подтверждения в случае заключения договора с некоторыми африканскими и азиатскими контрагентами;

- Отношение к России, российским товарам и предпринимателям. Примером крайне негативного отношения к России в обозримом будущем вероятно останется Афганистан, что делает перспективы работы российских предпринимателей на афганском рынке весьма неблагоприятными.

- Отношение к данной стране и ее товарам в России. Очевидно, что при прочих равных условиях (качество, цена и т.д.), товар, произведенный в Японии или США, будет пользоваться большим доверием, (а значит и спросом), чем аналогичный товар из развивающейся страны.

Таким образом, первым вопросом, который вынуждена решать фирма, завязывающая внешнеэкономические связи, является вопрос о выборе партнера. Выявление информации о потенциальном партнере позволяет не только избежать контактов с сомнительными контрагентами, но и является очень важным и полезным на следующих стадиях работы.

5. Внешнеэкономический контракт и его содержание

Деятельность экономических субъектов осуществляется на договорной основе. Это означает, что вес последующие за заключением контракта взаимоотношения сторон строятся на основе этого контракта, любые действия сторон должны соответствовать его условиям. Невыполнение соглашения влечет не только значительные штрафные санкции,но нередко приводит к невозможности продолжения деятельности на данном рынке. Следует помнить, что контракт является комплексным документом и нарушение условий даже одного самого незначительного, на ваш взгляд, раздела, является поводом для применения санкций. Поэтому правильное оформление договора является исключительно важным моментом во внешнеэкономической деятельности.

Многолетняя практика внешнеэкономической деятельности выработала определенные правила и требования к основному содержанию договоров.

Прежде всего следует обратить внимание на форму заключения контракта. В международной практике контракты, заключенные в устной форме, практическине используются. Обычно контракты заключаются о простой письменной форме. В этом случае для вступления контракта в силу достаточно иметь подписи официальных представителей сторон. Особенно важные контракты могут оформляться нотариально - т.е., помимо подписей сторон, они должны содержать соответствующую нотариальную запись.

Важным является вопрос о языке соглашения. Наиболее часто рабочим языком на переговорах является английский даже, если обе договаривающиеся стороны имеют другую национальную принадлежность. Однако это не означает, что текст контракта обязательно должен быть составлен на английском языке. Очень часто текст договора составляется на двух языках (например, русском и китайском) и при этом делается пометка, что оба текста имеют одинаковую юридическую силу. Излишне говорить, что к качеству перевода предъявляются в данном случае повышенные требования.

Количество оригиналов контракта должнобыть достаточным для удовлетворения требований сторон. Отметим, что оригиналами являются экземпляры, имеющие полную и одинаковую юридическую силу. Машинописные, фото- и ксерокопии текста не имеют прав оригинала, если они не заверены соответствующим образом.

Строгая юридическая практика требует также, чтобы каждая страница оригинала договора была подписана представителями сторон. Мы рассмотрим содержание договора на примере внешнеторгового контракта, т.е. контракта на продажу или покупку товаров или услуг. Этот тип договора наиболее часто встречается в международной практике.

Все международные торговые контракты содержат следующие обязательные разделы:

1. Договаривающиеся стороны.

2. Предмет договора.

3. Права и обязанности сторон.

4. Товар.

5. Количество товара.

6. Цена единицы товара.

7. Общая стоимость сделки.

8. Передача прав собственности.

9. Базисные условия поставки.

10.Тара и упаковка.

11. Норма отгрузки.

12. Условия поставки.

13. Условия платежей и расчетов.

14. Валютная оговорка.

15. Арбитраж.

16. Штрафные санкции и возмещение убытков.

17.Форс-мажорные обстоятельства.

18.Срок действия договора.

19. Особые условия.

20. Подписи, печати, нотариальная запись, дата оформления контракта, количество экземпляров, язык договора и т.п.

Поскольку содержание многих статей договора взаимосвязано, удобно сгруппировать отдельные статьи договора при рассмотрении/

Валютные условия

Валютные условия контракта находят отражения в ряде разделов договора, и играют большую роль при определении цены договора, стоимости сделки, базисных условий контракта и т.п. Дело в том, что сложившаяся международная практика, позволяет выражать цену контракта (т.е. давать стоимостную оценку товара) в одной валюте, а реальные расчеты производить в другой.

Вероятность экономических потерь, связанных с колебаниями обменных курсов, называется валютным риском.

Рассмотрим элементарный пример.

Допустим, что Российская фирма заключила контракт на приобретение за рубежом единицы некого товара по цене 100 долл. США. В момент заключения сделки курс доллара по отношению к рублю составлял 28,34. Если в момент осуществления платежа за товар курс доллара повысился (скажем, до 10,00 руб./долл.), то реальные расходы покупателя (Российской фирмы) возрастут. При этом реальная эффективность сделки, рассчитанная в рублях окажется на много ниже эффективности, планировавшейся в момент заключения контракта.

Аналогичные потери возможны в случае проведения экспортной операции. Естественно, что любой предприниматель, любая фирма стремится оградить себя от возможных потерь. Стремление играть на изменениях курсов валют для торговых фирм, как правило, не характерно.Их основная задача — получение эквивалента стоимости товара, предусмотренной в контракте. Поэтому еще на стадии планирования операции и уж тем более при заключении контракта необходимо предусмотреть меры по снижению или исключению валютных рисков. Можно отметить следующие общие соображения, а также конкретные пути снижения валютных рисков.

1. Правильный выбор валюты цены внешнеторгового контракта. Смысл этого метода заключается в том, чтобы установить цену контракта в такой валюте, изменение курса которой окажется благоприятным. Для экспортера это будет так называемая "сильная" валюта, т.е. валюта курс которой будет повышаться в течение срока действия контракта. Напротив, для импортера наиболее благоприятным будет заключение контракта в "слабой" валюте — валюте с понижающимся курсом.

Этот подход имеет определенные недостатки. Во-первых, ожидания повышения или понижения курса могут не оправдаться. Ни одна исследовательская организация или банк не обеспечивают 100%-ную сбываемость прогнозов, особенно долгосрочных. Во-вторых, не всегда имеется возможность выбрать наиболее подходящую валюту цены. С одной стороны этому может препятствовать торговый партнер, а с другой - на международном рынке сложилась практика установления цен на некоторые виды товаров в конкретных валютах. Так, цены на нефть традиционно устанавливаются в долларах США, а на цветные металлы — в английских фунтах.

2. Включение в контракт валютной оговорки. Этот метод сводится к установлению механизма корректировки контрактной цены товара в случае соответствующего изменения валютного курса. Как правило, применяются двусторонние валютные оговорки, которые защищают интересы обоих участников сделки. Пример валютной оговорки приведен ниже:

Курс доллара От До Изменение цены контракта, %
28,10 28,19 +3,0
28,20 28,29 +1,5
28,30 28,39 +1,0
28,47 28,56 -1,0
28,57 28,66 -1,5

3. Поддержание “закрытой” валютной позиции. Закрытая валютная позиция предполагает, что предприятие заключает контракты по экспорту и импорту таким образом, чтобы стоимость контрактов и сроки платежей по ним совпадали. При этом убытки по экспортным контрактам, связанные с колебаниями курсов валют, будут компенсированы прибылью по импортным контрактам и наоборот. Очевидно, добиться полного совпадения объема и сроков платежей практически невозможно. Однако стремление приблизить свою валютную позицию к "закрытой" существенно снижает валютные риски. Недостатком этого метода следует признать также то, что он применим только к фирмам, проводящим и экспортные и импортные операции. Фирма, продающая свою продукцию за рубеж и ввозящая валюту в Россию с целью обмена ее на рубли, не может воспользоваться этим методом.

4. Диверсификация валютной структуры сделок. Идея данного метода заключается в совершении одновременно осуществляемых сделок в различных валютах. Тогда потери, связанные с падением курсов одних валют, будут, хотя бы частично, компенсированы прибылью от повышения курсов других валют. Этот метод достаточно удобен для крупных фирм, ведущих регулярную внешнеэкономическую деятельность.

5. Приобретение валютного опциона. Валютный опцион представляет собой ценную бумагу, дающую право (но не обязанность) на приобретение или продажу некоторой суммы валюты в будущем по заранее установленному курсу. Продажу валютных опционов осуществляют банки, страховые компании и другие финансовые учреждения. Смысл операции заключается в следующем. Фирма, подписав контракт на продажу своей продукции за валюту на определенную сумму, приобретает право продажи этой же суммы валюты по сегодняшнему курсу в момент поступления платежа по контракту. Если курс валюты, в которой заключен контракт за период от момента подписания договора до момента платежа по нему, снизится, то фирма продаст эту валюту банку по курсу, действовавшему в момент заключения контракта, т.е. реализует свой опцион. Если курс не изменится или повысится (т.е. фирме не будут грозить убытки из-за падения валютного курса), то она реализует валюту на валютной бирже и не будет выполнять условия опциона. Естественно, что опцион имеет собственную стоимость, и оплатив ее фирма идет на некоторые расходы, что однако гарантирует ее от возможных валютных потерь.

6. Товарообменные (бартерные) сделки. Если сделка представляет собой соглашение об обмене установленногоколичестватовара на фиксированное количество другого товара, то денежные расчеты отсутствуют и валютные риски полностью исключены. Однако Российское законодательство и законодательства некоторых других стран ограничивают осуществление бартерных операций.

В ходе осуществления внешнеэкономической деятельности, фирма может использовать любой из методов защиты от возможных валютных потерь или комбинацию таких методов. Отметим, что вопрос о страховании валютных рисков актуален не только в условиях крайней нестабильности российского рубля. Необходимо помнить, что инфляция даже в сравнительно благополучных странах, таких как США, Франция, Великобритания, достигает 3—5% в год. Соответствующим образом изменяется покупательная способность и курс соответствующих валют. Игнорирование перспектив колебания валютных курсов, особенно при заключении долгосрочных и дорогостоящих контрактов, может привести к ощутимым потерям и снижению эффективности внешнеэкономической деятельности.

Базисные условия

Базисные условия валютного контракта находятся в тесной связи с вопросами цен на товар, перехода прав собственности, распределения транспортных рисков, оплаты всевозможных транспортных и таможенных пошлин и т.д. При заключении контракта необходимо указать не только цену товара, но и тип этой цены. Дело в том, что контрактная цена может включать или не включать расходы на погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товара, затраты на осуществление таможенных формальностей, таможенные тарифы, оплату страхования товара в пути и т.п. Ясно, что если вы обязуетесь продать свой товар зарубежному партнеру на его складе, то вам придется организовать доставку товара и оплатить все расходы, связанные с этой доставкой. Естественно, что все эти расходы должны быть включены в стоимость товара. Напротив, если партнер готов приобрести товар непосредственно со склада вашей фирмы, цена товара должна быть соответственно снижена. Другими словами, контрактная цена товара должна включать все расходы продавца вплоть до момента перехода права-собственности на товар к покупателю.

Все эти моменты должны быть оговорены в тексте контракта.

Практикой внешней торговли выработаны некоторые международные торговые обычаи, единообразно трактующие основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи. Последняя редакция этих правил, получившая официальное название "ИНКОТЕРМС 2000 года", приспособлена для машинной обработки данных и достаточно широко известна в коммерческих кругах. Однако следует помнить, что строгого толкования терминов в соответствии с требованиями "ИНКОТЕРМС 2000 года" вы можете ожидать от своего партнера лишь в случае, если в текст контракта включена ссылка на этот документ.

В соответствии с "ИНКОТЕРМС 2000 года" применяются 13 вариантов базисных условий торгового контракта, официальные названия которых могут быть включены в текст контракта без каких-либо комментариев. Обычно в контракт вносятся типовые условия поставок в виде сокращения, происходящего от первых букв английских слов, определяющих краткое содержание этих условий. Рассмотрим эти базисные условия контракта.

Первая группа “Е” имеет одно условие "франко-завод", которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара для покупателя в месте нахождения продавца.

Во вторую группу “F” включены условия, требующие от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, франко - перевозчик).

В третьей группе ("С") объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции,, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара, или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара "Стоимость, и фрахт”, “Стоимость, страхование и фрахт”, “Перевозка оплачена до”."'').

Четвертая группа (“D”) включает условия поставки. предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения – “Поставлено на границу", "Поставлено Франко-причал", "Поставлено, пошлина' не оплачена", “Поставлено, пошлина оплачена”.

Наши рекомендации