Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется различными методами, определенными законодательством. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы.

К методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся таможенно-тарифное, нетарифное регулирование; наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров; введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров; введение запретов и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; экспортный контроль; технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования и др.

Исходя из приведенного перечня мер, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому, среди мер государственного регулирования выделяют стимулирующие и защитные. Рассмотрим основные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности более подробно.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются одним из видов неналоговых платежей. Правовые основы тарифного регулирования определяются Законом о таможенном тарифе, согласно которому существуют такие виды ставок таможенных пошлин, как адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической Деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ исходя из систем классификации товаров, принятых в международной практике. Применяемые в настоящее время Таможенный тариф РФ и Товарная номенклатура утверждены постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 (с изм. и доп.).

В области тарифного регулирования действует система льгот.
В частности, ввозные таможенные пошлины могут уменьшаться в отношении товаров, происходящих из государств; которым РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или преференциальный режим. Страна происхождения товара подтверждается сертификатом. Кроме того, тарифные льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от пошлины. В частности, товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами в порядке, определенном ст. 34 и 37 Закона о таможенном тарифе.

Количественные ограничения экспорта и импорта.

По общему правилу, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать:

· временные ограничения или запреты экспорта товаров для
предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

· ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных
биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде.

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке. Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений утверждено постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299.

Лицензирование.

Лицензирование представляет собой административную процедуру регулирования внешнеторговых операций, осуществляемую путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

· введение временных количественных ограничений экспорта или
импорта отдельных видов товаров;

· реализация разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

· выполнение РФ международных обязательств.

Основанием для экспорта и импорта отдельных видов товаров в указанных случаях является лицензия, выдаваемая Минэкономразвития
России. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске
товаров таможенными органами Российской Федерации.

Минэкономразвития России формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий утверждено постановлением Правительства РФ
от 9 июня 2005 г. № 364. Минэкономразвития России через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании
договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом
которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в
определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может
превышать 1 год;

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании
решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год;

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю
исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара,
определенное соответствующим федеральным органом.

Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 364.

Экспортный контроль.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Законом об экспортном контроле, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров определяется перечнями, утверждаемыми Указами Президента РФ. Эти акты вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Порядок вывоза данных товаров определяется Правительством РФ.

Методами осуществления экспортного контроля являются:

· идентификация контролируемых товаров и технологий, т.е. ус­тановление их соответствия товарам и технологиям, включенным в перечни;

· разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;

· таможенный контроль и таможенное оформление, валютный контроль.

На основании ст. 21 Закона об экспортном контроле, в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам, межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли РФ, проводится государственная экспертиза сделок. Экспертиза осуществляется на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической сделки в Минэкономики России для получения
лицен­зии или разрешения, предусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций
с контролируемыми товарами и технологиями. Правила проведения государственной экспертизы определены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. № 294.

В целях соблюдения правил экспортного контроля организации могут
вводить внутрифирменную программу экспортного контроля, включающую
в себя мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера. Организации, создавшие внутрифирменные программы экспортного контроля, подлежат государственной аккредитации при Минэкономики России, которое проводит ее в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2000 г.
№ 176. Государственная аккредитация является необходимым условием для получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль.

Наши рекомендации