Источники информации для выбора поставщика и критерии отбора поставщиков
Прежде чем выбрать источник снабжения, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных поставщиках. Источниками информации о поставщиках могут быть: каталоги и прайс-листы; торговые журналы; поисковые системы Интернет; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в СМИ; местные источники, например, действующие на данной территории юридические лица или «осведомители»; объявление о конкурсах (тендерах); банки и финансовые институты; выставки и ярмарки; торги и аукционы; торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.); торговые представительства; собственное расследование; переписка и личные контакты с возможными поставщиками; конкуренты потенциального поставщика; торговые ассоциации; информационные агентства; государственные источники (регистрационные палаты, налоговые инспекции, лицензионные службы и прочие, обладающие открытой для ознакомления информацией).
Такой источник, как «Собственное расследование», является достаточно емким и может включать: неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами; неформальные личные контакты и переписку с возможными поставщиками; общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.
Собственное расследование включает в себя все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
За рубежом основными источниками информации по поставщикам служат общедоступные и информативные справочники, такие, как каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет — это огромный «информационный банк» с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе в сфере снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
Критерии отбора поставщика включают следующие группы:
1.Релейные: наличие соответствующей лицензии или сертификата;
2.Количественные: Цена продукции, тариф; Общее время доставки; Сроки выполнения текущих и экстренных заказов; Удаленность поставщика от потребителя и т.п.;
3.Качественные: Качество поставляемой продукции; Надежность поставок, сохранность груза; Готовность перевозчика к переговорам; Финансовая стабильность; Наличие дополнительного оборудования (например, для переработки грузов); Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке грузов; Квалификация персонала,
психологический климат у поставщика (возможность забастовок); Мониторинг отправок и т.п.
Выбор поставщика (группы поставщиков) определяется обширной системой критериев, но основными являются:
1.Цена – некоторые предприятия считают главным критерием цену, в силу ограниченности оборотных средств. Но предприятия, предлагающие более высокие цена могут предложить более высокую надежность поставки, уровень обслуживания и т.п. А низкая цена часто говорит о плохом качестве МР или сервиса. В то же время цена имеет часто договорной характер. Важную роль играют и ценовые скидки.
2.Качестводолжно удовлетворять потребностям фирмы. Процесс определения качества МР осуществляется на этапах входного контроля. Многие компании в этом плане предпочитают работать с поставщиками, системы менеджмента качества которых сертифицированы по процедуре ISO 9000/2000 (наличие сертификата ISO 9001).
3.Надежность поставщика (доставки) - способность удовлетворять требования фирмы-производителя к качеству МР, срокам и объемам поставок. Надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок МР.
Кроме количественных критериев оценки поставщика, существует большая группа качественных показателей, к которым относятся:
имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям, деловой опыт и история взаимоотношений и т.п.;
наличие определенных видов предпродажного и послепродажного сервиса;
наличие информационной системы связи и обработки заказов;
предлагаемые финансовые условия и т.п
Система критериев первоначального отбора поставщиков в общем случае зависит от стратегий фирмы и является динамичной.
Методы выбора поставщика.
Среди наиболее распространенных методов выбора поставщикаможно выделить: 1.метод рейтинговых оценок; 2.метод оценки затрат (затратно-коэффициентный метод, метод миссий); 3.метод доминирующих характеристик; 4.метод категорий предпочтения.
1. Метод рейтинговых оценок является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливают экспертным путем.
Наибольшая сумма – наивысший ранг: 2 – приоритет выше; 0 – приоритет ниже; 1 – критерии равнозначны.
Расчет весовых коэффициентов:
, где Wi – весовой коэффициент критерия; N – количество критериев; i – ранг критерия.
Расчет рейтинговых и интегральных оценок:
Для минимального эталона:
Для максимального эталона:
где Rij – рейтинговая оценка j-го поставщику по i-му критерию; Wi – весовой коэффициент i-го критерия; Эi min, Э i max – эталонные (лучшие) значения по критериям; Пij – значение по i-му критерию для j-го поставщика
- интегральная оценка для j-го поставщика
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает по основным критериям одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.
2. Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным, или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делят на несколько возможных вариантов (миссий) и тщательно рассчитывают все расходы и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал для сравнения и выбора или изменений вариантов решений. При выборе поставщиков отдельно рассчитываются для каждого из них все возможные издержки на снабжение, а также доходы/выигрыши (при этом должны учитываться и логистические риски) в рамках логистической цепи «поставщик – потребитель». Затем из набора вариантов выбирают наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
3. Метод доминирующих характеристик. Он требует сосредоточения
на одной выбранной характеристике (критерии) как основе для
последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие и т.п. Преимущество этого метода – простота, а недостаток – отсутствие внимания к остальным факторам – критериям отбора.
4. Метод категорий предпочтения. Применение такого метода подразумевает наличие информации из множества источников — обширной и разнообразной информационной базы, рассматривающей каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы какой-то фактор, возможно, является ключевым.
Выбор поставщика методом категорий предпочтений (пример)
Критерии | Подразделения предприятия | Итого | ||||
Финансы | Закупки | Производство | Логистика | Продажи | ||
Цена | (+0,5) | (+0,5) | ||||
Качество | (+0,3) | (+0,3) | (+0,1) | |||
Надежность | (+0,1) | (+0,3) | (+0,4) | |||
Скидки | (+0,5) | (+0,1) | ||||
Производств. Мощности | (+0,2) | |||||
Техническая поддержка | (+0,2) | |||||
Сервис | (+0,3) | |||||
Дислокация | (+0,2) |
Выгоды, полученные при правильном отборе и оценивании поставщиков, могут быть существенными: экономия логистических издержек может выступить в качестве мощного финансового рычага и обеспечить существенное повышение прибыли; увеличения маржи прибыли по каждой единице продукции, выпускаемой и реализуемой предприятием, можно добиться за счет более низких расходов на закупаемые материалы, что приводит к меньшим инвестициям в запасы; логистические услуги более высокого качества, предоставляемые поставщиками, также позволяют иметь меньший уровень запасов; повышение уровня обслуживания потребителей, за счет отсутствия сбоев в производстве; повышение объема продаж за счет повышения качества обслуживания потребителей.
13. Цели управлении закупками.
Управление закупками (УЗ) в значительной степени влияет на конкурентоспособность предприятия и должно вносить свой вклад в достижение корпоративных целей фирмы и в выполнение логистической стратегии. Если УЗ не выполняется в должном виде, то предприятие не получит сырья и готовой продукции к нужному сроку, нужного качества и по цене, которая сохранит стоимость конечной продукции конкурентоспособной и контролируемой. УЗ составляет основу операционной деятельности службы (отдела) закупок и должно обеспечивать: приобретение предметов снабжения по наиболее выгодным ценам; поддержание оптимального размера запасов закупаемой продукции; контроль качества закупаемых предметов снабжения в соответствии со стандартами; стабильное выполнение графиков доставки, сохранность груза в пути, точность оформления товарно-транспортных документов, выдерживаемая номенклатура и объем заказа; оптимизация трансакционных затрат на закупки и логистических издержек на доставку закупаемой продукции; эффективный автоматизированный учет предметов снабжения; развитие базы знаний персонала службы снабжения.
УЗ должно учитывать и координировать приоритеты и обеспечивать взаимодействие критериев эффективности финансового менеджмента и маркетинговой стратегии.
14. Функционал управления закупками: задачи и функции.
К основным задачамуправления закупками относятся:
1.сбор и обработка заявок подразделений компании на предметы снабжения и услуги;
2.планирование потребности в предметах снабжения;
3.определение и корректировка условий договоров на закупку;
4.логистическая поддержка доставки закупаемой продукции;
5.получение закупаемой продукции и входной контроль ее качества;
6.хранение и грузопереработка предметов снабжения в складской системе («на входе») предприятия;
7.управление запасами предметов снабжения в логистических каналах закупок;
8.подготовка документов для оплаты предметов снабжения и услуг, расчеты с поставщиками.
В соответствии с рассмотренными задачами сформулируем основные функции УЗ:
1.формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
2.получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
3.определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
4.согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
5.контроль сроков поставки материалов;
6.входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
7.доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
8.поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.