Критерии оптимального выбора поставщика

Существуют два основных критерия выбора поставщика:
1) стоимость приобретения продукции или услуг;
2) качество обслуживания.
Качество обслуживания включает качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Последняя оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. Кроме основных критериев существуют и дополнительные.
К ним относятся:
• удаленность поставщика от потребителя;
• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
• организация упрашгения качеством продукции у поставщика;
• способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
• кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.

При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Один из таких методов — матричный, в рамках которого для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Например, надежность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия. Сумма показателей значимости должна быть равна единице. После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указываются оцененные значения и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость (табл. 5.1).

Критерии оптимального выбора поставщика - student2.ru

Из матрицы/таблицы следует, что наиболее выгодно делать закупки у третьего поставщика, у которого высокая надежность поставок и приемлемые цены.

Осуществление закупок

Выбранный товар может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Все зависит оттого, на каких условиях осуществляется реализация. Например, закупая товар у производителя, предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента.
Данные условия характерны для производителей, занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях необходимо осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и его поставках потребителю.
Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Из-за того что посредники закупают крупную партию товара, цена на него у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя.

Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:
• для мелкооптовых покупателей — 100 у.е. за штуку;
• для крупнооптовых покупателей — 80 у.е. за штуку.
Посредник, закупив крупную партию по 80 у.е. за штуку, разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 15 %-ной наценкой, т.е. по 92 у.е. за штуку. Поскольку посредник специализируется на разукрупнении партии, то при установке небольшой наценки на реализуемый товар посредник покрывает свои издержки и имеет прибыль. Установленная изготовителем маржа между ценой для мелкооптовых и крупнооптовых покупателей в размере 25 % направлена в первую очередь на стимулирование продажи товара крупными партиями. Размер маржи зависит от того, на кого ориентируется изготовитель. Если изготовитель заинтересован в реализации товара мелкооптовым покупателям, то маржа будет минимальна. В нашем примере она не превышает 15 %.

Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, служит удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии перечисленных факторов не в пользу посредника может оказаться тот факт, что он территориально располагается на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника. Прогрессивной логистической системой, используемой при осуществлении доставки товаров, служит система «точно в срок», которая позволяет повысить эффективность закупок и снизить затраты. Принцип работы системы основывается на том, что заказывается столько товара, сколько можно потребить, не используя склада. Большое значение имеет временной фактор. Успешное использование системы напрямую зависит от взаимодействия продавца и покупателя, т.е. повышается ответственность двух сторон. Определение сроков и размеров закупок сводится к расчетам (по какой-либо формуле) и считается формальной механической работой.
Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности (принцип Парето). В зависимости от затрат материалы делятся на три класса:
1) А — немногочисленные, но важные, требующие больших вложений;
2) В — относительно второстепенные, требующие меньшего внимания, чем А;
3) С — недорогие, с наименьшей частью вложений в запасы, составляющие значительную часть в номенклатуре.
Этапы АВС-метода: установить стоимость каждой детали; установить спрос на каждую деталь; расположить материалы по убыванию цены; суммировать данные о количестве и издержках на материалы; разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках. Преимущества: позволяет провести классификацию материалов и формально использовать ее долгое время. Недостатки: возможна переклассификация из-за изменения спроса и цены, необходим контроль.

Правовые основы закупок

Грамотное ведение закупочных операций требует знаний отдельных положений хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.
Договор купли-продажи содержит комплекс условий по правам и обязательствам сторон:
• предмет контракта, включающий наименование, количество и краткое описание товаров, базисные условия поставкиIncoterms. Если договором предусмотрена поставка товаров разных качественных характеристик или разного ассортимента, то они перечисляются в спецификации, прилагаемой к договору;
• цену и общую сумму контракта. Одним из факторов, влияющих на цену товара, является применяемое базисное условие договора купли-продажи. Так, цена контракта будет минимальной при условии франко-завод, так как в цену товара не включаются издержки по транспортировке, погрузке/выгрузке, таможенные пошлины и др. По мере приближения к группе D цена увеличивается и достигает максимального значения при использовании термина DOP.
В договорах купли-продажи могут применяться различные цены:
^ твердая (фиксированная), которая вносится в контракт на переговорах и не подлежит изменению в ходе его исполнения. Данный способ фиксации цены больше подходит для краткосрочных сделок (1 — 1,5 года);
^ с последующей фиксацией (плавающая цена), которая прямо не указывается в контракте. В этом случае описывается способ установления цены в будущем на момент исполнения контракта. Например, может быть предусмотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок надень поставки или платежа;
^ скользящая, предусматривающая фиксацию исходной цены в контракте, которая в течение исполнения соглашения может измениться по согласованному сторонами методу при изменении цен на комплектующие или на рабочую силу;
• условия платежа. В современной торговле расчеты за оптовые товарные поставки осуществляются в безналичной форме между банками продавца и покупателя. В данной статье договора устанавливаются: вид валюты платежа, способ и порядок расчетов за поставленный товар, сроки и место платежа, перечень документов, представляемых к оплате, защитные меры против необоснованной задержки платежа либо других нарушений платежных условий контракта;
• сроки поставки. Под сроком поставки понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю. Определенное в договоре количество товара может быть поставлено единовременно или по частям.

Срок поставки может быть установлен определением календарного дня поставки или периода, в течение которого должна быть произведена поставка;
• транспортные условия контрактов. Данный раздел договора купли-продажи наиболее важен для перевозчика, так как определяет условия обработки транспортного средства в месте погрузки или выгрузки в зависимости от базисных условий.
Например, при условии CIF(cost,insurance and freight — стоимость, страхование и фракт) в контракте купли-продажи оговариваются условия обработки судна в порту выгрузки, а условия обработки в порту погрузки оговариваются между продавцом (фрахтователем) и судовладельцем;
• страхование. Договоры купли-продажи сопровождаются страхованием. В зависимости от условий договора эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки такая обязанность не оговорена, то сторона, которая несет риск утраты или повреждения товара в процессе транспортировки, сама заинтересована в его страховании. В договоре стороны должны предусмотреть ответы на следующие вопросы: какой груз подлежит страхованию, от каких рисков, какая из сторон осуществляет страхование и в чью пользу оно производится, на каких условиях происходит страхование.
Помимо перечисленных основных условий в договор купли-продажи могут быть включены: гарантии и рекламации, ответственность сторон, штрафные санкции, порядок урегулирования споров, форс-мажорные обстоятельства и др.

Управление поставками

Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства, связанные с изменения конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. На изменения выпускаемой продукции могут влиять уменьшения или повышения покупательского спроса, требующего соответственно уменьшения или увеличения объемов производства, появления на рынке нового товара, изготовленного из нового материала, улучшающего пользовательские свойства товара. Все это требует принятия быстрых решений, поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика и возможные изменения условий поставки.

Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника — складской.
Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.
В обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществлением послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказанием комплекса других видов деловых услуг.
При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно-заготовительные расходы, которые представляют затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке материальных ресурсов (они составляют часть логистических издержек). К ним относятся:
• расходы на формирование сети логистических цепей, а также выбор и оценку поставщиков;
• транспортно-экспедиционные издержки;
• почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы;
• недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли;
• прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей и т.д.).

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система.
Иногда предприятие-потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников — производителей и посредников. На практике распространены гибкие логистические системы. Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам.

Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки. Для предприятий, использующих систему «точно в срок», характерны следующие особенности:
• стабильный выпуск продукции;
• частые поставки небольшими партиями;
• поставки на основе долгосрочных заказов;
• минимальный объем сопутствующей документации;
• объем информации по поставкам, фиксированный для всего объема с возможностью изменения от одной поставки к другой;
• отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
• ориентирование поставщиков на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:
^ сократить затраты на содержание запасов;
^ уменьшить количество брака;
^ уменьшить складские мощности.
Достоинства для поставщика:
^ полная загрузка производственных мощностей;
^ сохраняется квалифицированная рабочая сила;
^ сокращение складских расходов;’
^ упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.
Использованию этой системы должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций.

Наши рекомендации