Тема 5. Анализ и оценка финансовых результатов организации

Под финансовым результатом понимают совместный результат производственной и коммерческой деятельности, представляемый выручкой и прибылью.

Часто под финансовыми результатами подразумевают величину прибыли и уровень рентабельности.

Финансовый результат в широком понимании является важным индикатором привлекательности коммерческой организации для партнеров по бизнесу, инвесторов и кредиторов.

Отчет о прибылях и убытках так построен, что в нем находят отражение основные элементы поступлений (экономических выгод) и трат (расходов) организации, сопоставление которых по этапам дает возможность получить характеристики: валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли как важнейших абсолютных показателей финансового результата деятельности организации.

Финансовые результаты деятельности организации, в первую очередь, оцениваются по разнице доходов и расходов по основной, финансовой и инвестиционной деятельности. Эта разница может быть положительной (прибылью) и отрицательной (убытком).

Принято считать, что прибыль является важнейшим финансовым показателем работы организации. Прибыль устанавливается в бухгалтерском учете. Экономическое содержание прибыли исчисленной в учете позволяет рассматривать два понятия: бухгалтерской и экономической прибыли.

Бухгалтерская прибыль – разница между доходами и расходами, признанными в отчетном периоде, фиксируется в Отчете о прибылях и убытках. Она отражает конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основе данных учета всех хозяйственных операций и оценки статей баланса.

Прибыль, отраженная в отчетности не позволяет ответить на вопрос об изменении капитала организации: сохранении, утрате или его приумножении. На этот вопрос можно получить ответ только по показателю экономической прибыли организации, которая формируется с учетом затрат (стоимости привлечения в бизнес) долгосрочных заемных ресурсов.

Капитал предприятия с экономической точки зрения увеличивается при превышении экономических выгод от использования долгосрочных ресурсов над затратами по их привлечению. Здесь речь идет как о заемных средствах, так и о средствах акционеров.

Для анализа финансовых результатов деятельности организации рекомендуется использовать систему абсолютных и относительных показателей, отражающих доходность, прибыльность и рентабельность.

В состав абсолютных показателей следует включать: величину всех поступлений, выручку от реализации продукции (работ или услуг), прибыль (или убыток), сумму всех расходов и себестоимость продукции (работ, услуг).

При завершении анализа и оценки абсолютных характеристик финансовых результатов следует провести некоторые обобщенные сравнения, после которых возможно получить значимую дополнительную информацию для подготовки выводов и заключений (табл.3).

Таблица 3

Парадоксы финансовой отчетности

Ситуация Возможные действия администрации
Прибыль есть, денег нет Прибыль вложена в неденежные активы, возросла дебиторская задолженность, не все текущие расходы списаны на издержки. Большие расходы на закупки, при невысоких затратах на производство и реализацию, рост остатков готовой продукции и незавершенки
Прибыли нет, деньги есть Возможно часть продукции продали по цене ниже себестоимости, увеличены списания в затраты, резервы, амортизацию. При этом налог на прибыль уменьшается, но и рентабельность падает, дивиденды не выплачиваются, курс акций падает.
Прибыли нет, или почти нет, активы растут Имущество возросло, ТМЦ к моменту составления отчетности не оплачены, кредиторская задолженность возросла, возможно, поступило целевое финансирование, проведена переоценка имущества, цены на продукцию и товары возросли. Но может быть и так, что активы уменьшаются, кредиторская задолженность сокращается, проведена уценка имущества, часть ТМЦ безвозмездно изъята или утрачена (недостача их).  
Прибыль растет или снижается, активы почти не изменяются Основной причиной может быть неудачная практика использования прибыли (создание резервов, выплата дивидендов, образование фондов)
По отчету есть прибыль, но организация убыточна или наоборот Неудачная учетная и налоговая политика. Используются разные методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, меняются в течение года способы запасов при их списании

Относительными показателями финансовых результатов являются: рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности, всего капитала, собственного капитала, а также затраты на рубль выручки от реализации продукции и др. (табл. 4).

При анализе рентабельности часто употребляют такие выражения, как коммерческая, экономическая и финансовая рентабельность. Под экономической рентабельностью принято понимать рентабельность ресурсного типа – отношение чистой или бухгалтерской прибыли ко всему капиталу (всем активам). Коммерческой рентабельностью принято считать отношение прибыли от реализации к обороту (выручке от реализации). Финансовую рентабельность определяют как отношение чистой прибыли к собственному капиталу организации.

Таблица 4

Относительные показатели финансовых результатов

коммерческой организации

Показатели Содержаниех Формула расчета
Рентабельность деятельности организации
1. Рентабельность основной деятельности Отношение прибыли от продаж к сумме затрат на производство и реализацию продукции Род = Пп/Зт или Род =Пб/Зт
2. Рентабельность продаж 2.1. Размер прибыли от продаж, полученный в рубле выручки 2.2. Размер чистой прибыли, полученный организацией на рубль суммы выручки от продажх 2.3. Размер бухгалтерской прибыли, полученный на рубль выручки от продаж Рп = Пп/В   Рчп = Пч/В   Рб = Пб/В
3. Коэффициент затрат на рубль выручки Текущие затраты в расчете на рубль выручки от продаж Кз = Зт/В
Рентабельность активов (капитала)
1. Рентабельность всего капитала (активов) Размер чистой прибыли, полученной организацией в расчете на рубль авансированного капитала, вложенного в оборотные и внеоборотные активы Рк = Пч/К
2. Рентабельность собственного капитала Размер чистой прибыли, полученной в расчете на рубль собственного капитала Рск = Пч/СК
       

Х) где: В – выручка от реализации продукции, Пп – прибыль от продаж, Пч – прибыль чистая, Пб – прибыль бухгалтерская, К – капитал (активы), СК – собственный капитал, Зт – текущие затраты (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы).

По разнице показателей рентабельности всего и собственного капитала можно судить о значении использования заемных средств в производстве организации, чем больше разрыв в уровне показателей, тем больше значение использования привлекаемых заемных средств.

Коэффициент затрат на рубль выручки можно рассматривать с позиций величины фактических расходов на производство и реализацию продукции на рубль выручки от продаж этой продукции. Этот коэффициент сравнивают обычно за два временных периода (или факт и план) и устанавливают характер изменений.

В достаточно большом числе публикаций по анализу финансовой отчетности, методиках финансового анализа предлагаются схемы оценки влияния факторов на изменение показателя эффективности (рентабельности), чаще всего затрат на рубль выручки.

Однако критический анализ предложений свидетельствует о ряде весьма заслуживающих внимания выводов:

- делается допущение о таких условиях, которые не сложились в анализируемом периоде при сопоставлении с предшествующим (то есть делается допущение о том, что было бы, если бы что-то из ранее предшествующего периода сохранилась в анализируемом (но в реальной действительности этого не произошло).

- в лучшем случае с некоторой условностью мы получаем в анализ результат количественного измерения влияния фактора на результат (влияние изменения материалоемкости на рентабельность).

- результат расчета характеристик по многофакторной модели свидетельствует об очевидной зависимости (рост массы выручки при неизменности размера затрат обуславливает повышение рентабельности).

- полученные характеристики в большинстве случаев неприемлемы для планирования и прогнозирования как не отвечающие новым связям, взаимозависимым к пропорциям.

Это обстоятельство определяет важность осмотрительного и взвешенного отношения к так называемому факторному анализу рентабельности, по содержанию больше напоминающему «игру в анализ», упражнения по загрузке представления читателя информационным мусором.

Наши рекомендации