Оценка эффективности общественных расходов
В отличие от частного сектора, где решения определяют интересы конкретных инвесторов, в общественном секторе решения, по идее, принимаются в интересах граждан (налогоплательщиков). Отсюда разница в оценки эффективности расходов – для частного сектора чистая отдача от инвестиций характеризуется прибылью, в то время как для общественного сектора чистая отдача подлежащая максимизации – разница между общественными выгодами и общественными издержками. То есть затраты и выгоды следует рассчитывать с учетом экстерналия. Очевидный пример - штрафные санкции на фирму, негативно воздействующую на природную среду.
Также ЛПР в общественном секторе не могут ориентироваться только на рыночную конъюнктуру, но вынуждены корректировать рыночные цены, ставки заработной платы и процента, в попытке отразить предпочтения общества и альтернативные издержки. Также специальные цены рассчитываются для благ, не поступающих на рынок. Такие расчетные цены называются теневыми.
Существуют определенные критерии оценивания эффективности общественных расходов.
Экономичность общественных расходов. Экономичное решение, когда ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются с минимально возможными издержками.
Производительность используемых ресурсов –соотношение количества продукции или услуг и величины затрат на их производство.
Результативность - характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью конкретных целей.
Результативность имеет решающее значение.
Для оценки результативности невозможность ориентироваться на показатели прибыли заставляет использовать и разрабатывать специальные индикаторы достижения цели.Например, средняя скорость реагирования на вызов служб скорой помощи или пожарной охраны.
Анализ издержек и результативности – совокупность приемов, которые позволяют определять расход ресурсов на достижение той или иной специфической цели. (в каждой конкретной сфере).
В таком анализе применяются обычные экономические инструменты. Большой практический смысл имеет сравнение средних расходов ресурсов на единицу результата, так же как и сравнение предельных издержек
Модифицированный вариант – анализ издержек и полезности, в отличие от анализа издержек и результативности позволяет сравнивать близкие по характеру результаты. (пример про смерть и прочие несчастья).
Анализ издержек и выгод –служит для обоснованного перераспределения ресурсов между сферами общественного сектора.
В качестве универсальной формой оценки затрат и результатов, естественно, используют денежную форму.
Понятно, что такой анализ должен отражать полезность благ для потребителей, выражать в денежной форме ценность результатом, которого не становится рыночная реализация товаров и услуг по известным ценам. Такой анализ может отвечать на два вопроса. Первый – какую наибольшую сумму согласились бы отдать налогоплательщики, чтобы не лишиться выгод, полученных в результате реализации проекта (величина компенсирующего изменения)? Второй – какая минимальная денежная сумма, выплаченная потребителем вместо реализации проекта, была бы в их глазах эквивалентна выгодам проекта (величина эквивалентного изменения)? Чистая выгода – это разность между выраженными в денежной форме выгодами и издержками проекта. Максимальное значение чистой выгоды соответствует точке, в которой предельные издержки уравновешивают предельную готовность платить
Однако при практическом определении общественных издержек и выгод могут возникнуть некоторые проблемы:
А) Разница между реальными и денежными экстерналиями. Денежные экстерналии имеют перераспределительный характер. Реальные экстерналии в отличие от денежных следует оценивать в составе издержек и выгод. На практике трудно разграничить реальные и денежные экстерналии, а также выделить самые значительные экстерналии.
Б) Корректировка рыночных цен. Например, при использовании в общественном строительстве материалов, производимых монополистом. Также необходимо учитывать, от каких альтернативных возможностей обществу придется отказаться ради осуществления данного проекта.
В) Оценка неосязаемых благ.
Г) Приведение издержек и выгод к одному моменту времени.
Д) Учет риска.
Е) Учет приоритетов распределения.