Эффективность общественных расходов.

В целях рационального использования общественных средств необходимо точнее определить их отдачу, сопоставив с затратами и проведя сравнительный анализ различных вариантов программ с точки зрения издержек и выгод. При этом необходимо решение проблемы нахождения и поиска альтернативных вариантов использования ресурсов общественного сектора и сравнение этих вариантов между собой с целью выявления наиболее оптимального.

С учетом отмеченных выше положений можно сделать вывод относительно критериев оценки рациональности общественных расходов, к числу которых можно отнести следующие:

— экономический — отражает ресурсную сторону эффективности, т.е. количество, качество и состав ресурсов (с учетом минимизации издержек), необходимых для производства соответствующих благ;

— производительность — показывает отношение количества продукции с величиной затрат, необходимых для ее производства;

— результативность — отражает соответствие между общественными расходами и конкретно достигнутыми с их помощью целями в форме соответствующих результатов.

Ярким примером может послужить строительство социального жилья, под программой «Доступное и комфортное жилье - гражданам РФ». Благодаря поставленным целям, которым в том или ином случае призван служить общественный сектор, достигается поставленный результат, здесь важно не столько число введенных квадратных метров, сколько численность семей, получивших квартиры. Под производительностью в данном случае понимается соотношение количества построенных жилых зданий и затрат на их строительство. Экономичность характеризует затратную сторону, здесь на первом месте стоят качественные характеристики, т.к. они реально зависят от предпочтений потребителей. Поэтому, главными характеристиками общественных расходов являются: результативность, производительность и экономичность.

Эффекты общественных расхождов:

• социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;

• социальная эффективность, отражающая изменения уровня жизни населения, т.е. социальный эффект в динамике;

• социально-экономическая эффективность, показывающая экономическую эффективность инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;

• экономическая эффективность, отражающая экономическую эффективность на основе соотношения результатов и затрат.

Бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм– это разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в бюджетной сфере по поводу формирования и использования денежных средств.БФ основан на следующих принципах:1. -законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию расходов и доходов бюджетов(по конституции 71-73 статьи)2. -обеспечение органов власти соответствующего уровня необходимыми объемом доходов для выполнения ими возложенных на них функций3.-обеспечение горизонтального и вертикального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы(тут поясню:Вертикальное бюджетное выравнивание-Обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций.Горизонтальное бюджетное выравнивание-обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.4.-самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему(132 статья)5.-организация межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы.Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Методы бюджетного регулирования:- метод трансфертов. это современная форма бюджет­ного регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:-метод субсидий-метод субвенций-метод бюджетных ссуд.

Дотациипредставляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция- это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия- это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда -это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года.

Начиная с 2003 года финансовая помощь стала предоставляться только из специальных фондов. Таких фондов в настоящее время четыре в федеральном бюджете:1. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
2. Фонд регионального развития.
3. Фонд компенсаций4.фонда финансовой поддержки муниципальных образований

Наши рекомендации