Эффективность общественных расходов: оценки затрат и результатов в общественном и частном секторах, критерии оценивания эффективности общественных расходов, индикаторы результативности.

Различия и сходства в оценке затрат и результатов в частном и общественном секторах. Критерии экономичности, производительности и результативности и их взаимосвязь. Индикаторы достижения целей. Задачи, решаемые с помощью анализа издержек и результативности. Специфика анализа издержек и выгод.

Основные отличия оценки расходов в общественном секторе от частного:

1) анализ расходов в общественном секторе учитывает более широкий спектр последствий – оцениваются не только непосредственные издержки и выгоды проекта, но и положительные и отрицательные внешние эффекты;

2) для проектов общественного сектора рыночные цены отдельных затрат и (или) выгод могут не существовать (поскольку рынки этих благ отсутствуют, сами блага могут быть неосязаемы); сложившиеся рыночные цены могут быть неприменимы для оценки в случае провалов рынка, так как они не отражают общественные издержки и выгоды;

3) сопоставление общественных издержек и выгод во времени не может производиться, как в частном секторе, на основе сложившихся рыночных цен капитала.

Оценка и сопоставление затрат и результатов необходима для подготовки обоснованных решений не только в общественном, но и в частнопредпринимательском секторе. В обоих случаях требуется как можно полнее и точнее определить, во-первых, компоненты издержек, во-вторых, круг последствий, к которым они приводят, в-третьих, экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе, в-четвертых, чистую отдачу, т. е. разницу между результатами и затратами.

Критерий оценивания
Рациональностьобщественных расходов определяется их экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.
Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками. Экономичность означает отсутствие расточительности, то есть вовлечения в общественный сектор избыточных ресурсов, создания излишних запасов, оплаты компонентов затрат по ценам, превышающим минимальные и т. п.
Производительность – это соотношение количества продукции или услуг с величиной затрат на их производство. В общественном секторе, как и в частном, используются показатели, отражающие производительность труда и иных отдельных видов ресурсозатрат, а также интегральные показатели, предполагающие соизмерение затрат всех видов между собой.
Результативность характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым в том или ином случае призван служить общественный сектор. Если при оценке производительности внимание концентрируется на продукции как таковой, то при анализе результативности – скорее на мере ее соответствия определенным потребностям, предпочтениям общества.

Очевидно, что экономичность, производительность и результативность теснейшим образом связаны между собой и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. Ведь по сути они выражают лишь различные аспекты, стороны эффективности общественных расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она в свою очередь приводит к должной результативности.

Для того чтобы сравнивать варианты общественных расходов с точки зрения экономичности, необходимо знать состав затрат и их стоимость. Для оценки производительности наряду с этим требуются также показатели, характеризующие продукцию и услуги, созданные за счет общественного сектора, например, количество введенного жилья, объем медицинской помощи и т.д. Наибольшие трудности при этом обычно связаны с учетом качества продукции иуслуг. Так, жилье, оборудованное современными удобствами, - иное благо, по сравнению с жильем, такими удобствами не располагающим, и, естественно, это отражается на величине затрат. В данной связи, определяя производительность, необходимо дифференцировать; достигаемые результаты на основе качественных стандартов и принимать во внимание сравнительную ресурсоемкость реализации каж­дого из них.

Что касается оценки результативности, то невозможность ориенти­роваться на универсальные показатели прибыльности заставляет раз­рабатывать специальные индикаторы достижения целей.Широко при­меняются, в частности, индикаторы, характеризующие своевремен­ность и полноту реализации той или иной функции. Так, судить о работе скорой медицинской помощи, пожарной охраны и аварийных служб помогают характеристики средней и максимальной скорости реагирования на вызов.

Термином "анализ издержек и результативности" обозначается совокупность аналитических приемов, которые позволяют опре­делять расход ресурсов на достижение той или иной специфической цели, поставленной перед общественным сектором, и выбирать опти­мальные, с этой точки зрения, решения. Рамки такого анализа охваты­вают оценки не только результативности, как таковой, но также произ­водительности и экономичности, поскольку они непосредственно влияют на результативность. Вместе с тем анализ издержек и резуль­тативности не предполагает соизмерение разнородных результатов между собой.

Анализ издержек и результативности не позволяет дать обоснованный ответ на вопрос, в какую из сфер уместнее вложить дополнительные средства. Ведь вопрос предполагает сопоставимые между собой оценки отдачи, которую общество получает от расходов в обеих сферах. Для этого требуются более сложные и трудоемкие аналитические процеду­ры, о которых говорится ниже.

Наши рекомендации