Организация и управление консалтинговым агентством, службой консалтинга в организации. Организация консультационных услуг для топ-менеджмента компании

Структура управления консалтинговым агентством подразумевает наличие корпоративного управления (высшего руководства) и оперативных звеньев.

Состав органов высшего управления консалтинговым агентством определяется, прежде всего, его уставом. В обществах с ограниченной ответственностью это может быть совет директоров, в который входят генеральный директор и его партнеры (консультанты). В более крупных организациях в совете директоров могут работать внешние представители.

В консалтинговых фирмах, не являющихся самостоятельными (независимыми), может действовать управляющий орган, в состав которого, помимо топ-менеджеров, входят руководители частных и государственных предприятий, представители ассоциаций и правительства.

Ключевой должностью в иерархии управления становится исполнительный директор, выбираемый партнерами на определенный срок и приобретающий соответствующее название (генеральный директор, президент, руководитель, директор) и полномочия. Чаще всего руководителем консалтинговой организации становится профессиональный консультант, обладающий опытом управления, либо бизнесмен, приглашенный со стороны.

Возможна следующая организационная структура консалтингового агентства:

I. К оперативным звеньям (операционному ядру) консалтинговой фирмы относят:

1) территориальные подразделения, создаваемые в децентрализованных консалтинговых фирмах, стремящихся приблизиться к клиентам и работать эффективно. Такие подразделения могут существовать в двух формах:

- офисы, главная цель которых - маркетинг и связь с клиентами в назначенном географическом регионе, чаще всего они небольшие по размерам (несколько экспертов) и предназначены для поддержки проектов;

- полностью укомплектованные региональные отделения, способные самостоятельно справляться с большинством заданий;

2) функциональные подразделения, которые организуются в соответствии с общими функциями менеджмента и его сферами, представленными на фирме;

3) отраслевые подразделения, создаваемые в случае, когда их создание оправдано объемом заказов (проектов) в данной отрасли. В случае большого объема проектной работы отраслевое подразделение может привлекать специализированных консультантов на постоянной основе;

4) подразделения по видам услуг, которые считаются более гибкими и динамичными, способными быть ближе к клиентам, имеющими большую автономию и легко внедряющими изменения и инновации;

5) административные подразделения, позволяющие осуществлять деловое администрирование всей деятельности консалтинговой фирмы.

II. Офисный персонал консалтинговой организации, как правило, включает:

1) помощника по административной части (может быть одновременно секретарем руководителя или офис - менеджером);

2) секретаря по работе со счетами (кассира);

3) секретаря по приему посетителей (секретаря на телефоне).

Чем крупнее консалтинговая организация, тем больший штат секретарей ей необходим.

Необходимость принятия управленческих решений рано или поздно заставляет руководителя задуматься о создании такой финансовой системы в компании, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать стратегические и текущие задачи, такие как:

 постановка финансовых целей бизнеса, разработки финансовой стратегии;

 работа с балансом компании, отчетом о прибылях и убытках;

 управление движением денежных средств;

 планирование и анализ финансовых результатов;

 принятие управленческих решений в условиях неопределенности рынка;

 оценка деятельности компании по основным финансовым документам;

 анализ эффективности любых видов инвестиций;

 профессиональная постановка задач своим финансовым службам и контроля их выполнения.

В современных условиях ведения бизнеса топ-менеджерами востребованы следующие консультационные услуги по следующим вопросам:

1. Генеральная и финансовая стратегия бизнеса:

- Основные цели бизнеса и цели современного финансового менеджмента;

- Цели основных участников бизнеса: владельцев и сотрудников;

- Организационная структура финансово-экономической службы;

- Структура управленческого учета в компании;

- Идеология денежных потоков;

- Как управлять доходами и расходами компании. Способы увеличения доходности бизнеса;

- Как правильно распределять чистую прибыль компании;

- Финансовые транзакции и основные управленческие финансовые отчеты;

- Основы стоимостного подхода к управлению финансами в компании;

- Процесс разработки стратегии компании и типовые стратегические позиции на конкурентном рынке;

- Уровни формирования стратегии бизнеса. Признаки эффективной стратегии.

2. Управление финансами компании и управленческий учет:

- Основные элементы финансового менеджмента;

- Управление бизнесом и финансами по ключевым показателям (KPI и CFI);

- Принципы отбора показателей для планирования и диагностики бизнеса;

- «Жизненная сила» компании – ликвидность, рентабельность, платежеспособность;

- «Технологическое» обеспечение финансового менеджмента;

- Управленческий учет – «информация для правильных решений»;

- Признаки эффективного управленческого учета;

- Почему без управленческого учета невозможно управлять бизнесом;

- Структура управленческого учета. Тактические и операционные отчеты;

- Полный регламент управленческой отчетности для бизнес-единицы;

- 2 версии управленческого учета: финансовый и директорский;

- Взаимосвязь, взаимодействие и отличия бухгалтерского и управленческого учета.

3. Управление денежными потоками, доходами, расходами, имуществом и обязательствами компании:

- Структура, построение и анализ Отчета о Движении Денежных

Средств;

- Анализ денежных потоков и причины нехватки денежных средств в компании;

- Структура, построение и анализ Отчета о Доходах и Расходах;

- Классификация и структура затрат;

- Ключевые вопросы анализа доходности бизнеса;

- Управленческий баланс – главный финансовый и инвестиционный отчет о бизнесе;

- Построение и анализ управленческого баланса. Взаимосвязь управленческого баланса и управления стоимостью бизнеса;

- Управленческий баланс как визуальное отражение финансовой стратегии компании;

- Основные источники финансирования бизнеса и их особенности;

- Правильное управление капиталом компании;

- Главное уравнение эффективного бизнеса;

- Финансовый анализ с точки зрения собственника.

Рентабельность собственного капитала;

- Анализ ликвидности, платежеспособности, рентабельности и финансовой устойчивости компании;

- Анализ и расчет стоимости бизнеса;

- Стоимость капитала и стоимость бизнеса. Связь с финансовой стратегией;

- Максимизация прибыли и увеличение стоимости бизнеса: как совместить.

4. Бюджетирование - эффективная методика финансового управления и планирования:

- Смысл и назначение бюджетирования;

- Связь бюджетирования с финансовой стратегией компании;

- Типология и классификация моделей бюджетирования;

- Финансовое прогнозирование и сценарный анализ как основа бюджетирования;

- Сложности при внедрении системы бюджетного управления;

- Типовые серьезные ошибки при реализации бюджетирования.

5. Контроль бизнеса и управление рисками:

- Объекты Финансового Управления и Контроля;

- Основы управленческого контроля и аудита в компании;

- Как разработать эффективную систему внутреннего контроля в бизнесе;

- Инструменты стратегического и оперативного контроллинга в компании;

- Философия и методология современного риск-менеджмента;

- Риск-менеджмент: интуитивный или технократический подход;

- Технология эффективного риск-менеджмента;

- Определение факторов (причин) риска и возможных последствий;

- Качественная и количественная оценка рисков. Построение карты рисков;

- Методы анализа рисков и сбора информации для риск-менеджмента;

- Методы снижения рисков и обеспечения безопасности бизнеса;

- Мониторинг и контроль рисков;

- Создание эффективной команды по управлению рисками;

- Управление рисками как ежедневный инструмент Совета Директоров.

6. Успешное управление бизнесом, сопряжение стратегии, финансов, маркетинга и человеческого фактора:

- Эффективное взаимодействие финансовых топ-менеджеров и владельцев бизнеса;

- Сбалансированная система показателей (BSC);

- Сценарный стратегический и инвестиционный анализ как диагностика долгосрочных финансовых результатов и возможных последствий для бизнеса;

- Анализа качества работы топ-менеджмента и среднего управленческого звена;

- Концепция «маховика успеха».

Наши рекомендации