Особенности управления персоналом при различных стратегиях организации
Стратегическое управление персоналом – это процесс достижения поставленных целей, выбор генерального направления движения к поставленным стратегическим целям и характер использования кадровых ресурсов.
Большинство специалистов считают, что стратегия управления персоналом является производной от стратегии управления организации, определяется ее целями, задачами и видом на каждом этапе развития.
Ю.Г. Одегов и П.В. Журавлев показали влияние стратегии управления организации на требования, предъявляемые к персоналу (см. табл. 1).
Табл. 1. Стратегия управления организации
Тип стратегии | Краткая характеристика стратегии | Требования к персоналу |
Предпринимательская | Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы краткосрочны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания – быстрое осуществление ближайших мер даже без соответствующей проработки. | Работники должны быть новаторами, готовыми рисковать, не бояться ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись. |
Динамического роста | Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего организации. | Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими. |
Прибыльности | В центре внимания – сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат, – скромные. | Внимание на критерии количества и эффективности, сроки – кратковременные; результаты – при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности. |
Ликвидационная | Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем – сокращение работающих насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимания попыткам спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли. | Требуются сотрудники на короткое время, узкой ориентации без большой приверженности организации. Особой потребности в кадрах нет. |
Циклическая (круговорота) | Основная цель – спасти предприятие. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. | Сотрудники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на дальние перспективы |
72.Риск-менеджмент: основные понятия и тенденции развития. Виды рисков.
- Существует большая неоднозначность в трактовке черт, свойств и элементов риска, в понимании его содержания, соотношения объективных и субъективных сторон. Все это объясняется многоаспектностью, данного явления, его сложностью и наличием множества несовпадающих, а иногда и противоположных реальных оснований.
Современной тенденцией является рассмотрение риска в формате трехмерной модели:
1 измерение: РИСК КАК ОПАСНОСТЬ;
2 измерение: РИСК КАК НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ;
3 измерение: РИСК КАК ВОЗМОЖНОСТЬ.
Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Существование риска непосредственно связано с неопределенностью, которая неоднородна по форме проявления и содержанию. Основные причины неопределенности и источники риска:
- спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия;
- случайность;
- наличие противоборствующих тенденций, столкновений противоположных интересов;
- вероятностный характер явлений;
Риск имеет множество аспектов, которые касаются разнообразных интересов многих сторон:
- Финансовый (угроза доходу, структуре собственности и капиталу);
- Юридический аспект;
- Статистический аспект;
- Страховой (относится к общих механизмам переноса рисков на профессионального страховщика);
- Отраслевой (отраслевая специфика рисков);
- Организационный (управление рисками – часть общего организационного управления).
Существует множество подходов к классификации рисков, которые определяются целями и задачами классификации. Приведем одну из возможных классификаций:
1. по природе возникновения:
2. по времени возникновения:
3. по месту в этапе решения проблемы:
4. по причине появления риска:
5. по масштабу объекта:
6. по характеру учета (сфере возникновения)
7. по длительности во времени:;
8. по характеру последствий:
9. по возможности страхования:
И тд