История возникновения фандрайзинга
Фандрайзинг(fund raising) означает собирание, «добывание» денежных средств.
История.Термин «фандрайзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия, преимущественно в области привлечения финансирования в, так называемый, третий сектор.
Третий сектор -США, развивающийся с конца XIX в. – начала XX в. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет некоммерческие негосударственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач.
80-е гг.XX в. -В связи с сокращением бюджетного финансирования социально-культурной сферы фандрайзинг стал ориентироваться на:
- активную диверсификацию источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных властей; - разработку новых форм привлеченного финансирования некоммерческих организаций, помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов.
Множественность и разнообразие привлеченных источников финансирования некоммерческих организаций привели к необходимости планирования и контроля над процессом привлечения средств, а также к введению такого понятия, как фандрайзинговая кампания (FR-кампания) - комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию.
Фандрайзеры -Специалисты, предоставляющие услуги в области привлечения средств.
Задачами фандрайзера являются:
- анализ рынка доноров;
-определение совместных интересов доноров и некоммерческих организаций;
- разработка системы стимулов для доноров;
-нахождение источников привлеченных средств;
-непосредственная организация фандрайзинговой
кампании.
«Фандрайзинг» в России.
В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться с начала 1990-х гг., преимущественно государственными некоммерческими организациями для покрытия дефицита финансовых средств.
Особенности России.Несмотря на то, что фандрайзинг в США преимущественно ориентирован на поддержку негосударственных некоммерческих организаций, в России, где третий сектор находится только в процессе становления, фандрайзинг нашел новые сферы применения.
51% некоммерческих организаций РФ функционирует в форме государственных и муниципальных учреждений. Это привело к тому, что фандрайзинг используется для диверсификации структуры финансирования государственных некоммерческих организаций и создания альтернативы бюджетным источникам финансирования.
Организацию фандрайзинговой кампании можно разделить на четыре этапа.
Этапы Фандрайзинга | Составляющие этапа |
1. Планирование (поквартальное, годовое, на 3-5 лет) | 1.1. Разработка содержательной программы привлечения средств (за 3 – 12 мес. до начала FR-кампании): - планирование основных направлений деятельности некоммерческой организации; - определение краткосрочных и долгосрочных проектов; - прогнозирование благотворителей, спонсоров, членов. 1.2. Определение расходов некоммерческой организации на предстоящий период. 1.3. Определение источников покрытия расходов некоммерческих организаций. 1.4. Выбор видов фандрайзинга. |
2. Реализация | 2.1. Выбор методов проведения фандрайзинга 2.2. Установление ответственности за проведение FR-кампании. 2.3. Выделение средств на реализацию FR-кампании. |
3. Контроль | 3.1. Осуществление контроля над ходом реализации FR-кампании (например, со стороны финансовых служб). 3.2. Корректировка планов с учетом произошедших изменений. |
4. Анализ | 4.1. Определение эффективности этапа планирования. 4.2. Анализ эффективности этапа реализации. 4.3. Оценка эффективности конечных результатов. |
Выделяются два основных вида фандрайзинга.
Первый – проектный.Здесь задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств для реализации проектов. Проектный фандрайзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны.Второй – оперативный.Привлеченные средства направляются на покрытие текущих расходов. Это наименее эффективная форма привлечения средств, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Как правило, оперативный фандрайзинг применяется некоторыми организациями, находящимися в критическом финансовом положении.
Методы реализации фандрайзинговой кампании:
Метод FR-кампании | Описание |
1.Телефандрайзинг 2. Почтовой фандрайзинг 3.Индивидуальный фандрайзинг 4.Солофандрайзинг 5. Событийный фандрайзинг | Обращение к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу. Обращение к потенциальным спонсорам и благотворителям по почте. Персональное обращение к спонсорам в личной беседе. Приобщение поддержки влиятельных, известных лиц. Проведение различных мероприятий: аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и др. |
Проведение фандрайзинга в российских учреждениях культуры происходит в условиях дефицита управленческих кадров.
Создаваемые в организационной структуре учреждений культуры отделы развития, маркетинга, общества друзей, службы гостеприимства и связей с общественностью не имеют возможности выполнять заявленные функции из-за нехватки кадров.
Налоговое стимулирование в рамках фандрайзинга.Одной из актуальных проблем развития фандрайзинга является отсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющих благотворительные и спонсорские средства.