Формирование культуры фандрайзинга

Не менее важно сформулировать и обсудить главные ценности организации, т.е. убеждения, нормы поведения, идеи, которыми организация руководствуется при выполнении своей миссии. Ценности формируют отношения как внутри организации, так и с ее партнерами. На основе ценностей строятся отношения с донорами и волонтерами.

Ценности и интересы — это основа формирования культуры организации. В свою очередь культура, подобно клею, связывает группу людей, объединенных общей деятельностью по сбору средств, а этим необходимо заниматься всем членам организации, так как одиночные действия здесь малоэффективны.

Малоэффективны также попытки внедрить новые подходы к фандрайзингу, если не учитывается культура, уже существующая в организации и которая может противоречить вводимым инновациям. Поэтому организации, где нет культуры фандрайзинга, бесперспективны.

Элементом формирования позитивной культуру фандрайзинга является также учет интересов и потребностей доноров. В связи с этим рекомендуется постоянно изучать потребности и интересы доноров, стимулировать интерес к этой работе руководителей и сотрудников общественных организаций/НКО, привлекать их к этой работе и постоянно координировать ее. Удовлетворение интересов доноров — приоритет в работе НКО по фандрайзингу.

В работе по фандрайзингу организация постоянно оценивает и анализирует свои сильные и слабые стороны, возможности, опасности (SWOT).

При оценке ситуации со сбором средств учитывается следующее:

· Что идет хорошо, а что плохо.

· Каковы важнейшие тенденции.

· Что нас ожидает.

· Какова конкуренция.

· Что мы делаем лучше всех.

Здесь важно оставаться оптимистами и верить, что на каждую опасность приходится одна возможность, а на каждую проблему есть решение.

Формулирование стратегии фандрайзинга

Для определения целей фандрайзинга, т.е. того, что мы хотим получить в результате этой работы:

· Определяется общее направление работы в соответствии с нашей миссией (размеры и источники финансирования программ на ближайшие пять лет).

· Формулируется наша реакция на существующие проблемы, т.е. вносятся существенные, но реалистичные изменения, соответствующие ожиданиям наших клиентов.

· Каждой цели соответствует один фокус, один конкретный результат, т.е. точно формулируется «что», а не «как» или «почему», и цель формулируется, как законченное действие.

Одна из стратегий фандрайзинга — это формирование привлекательного имиджа организации, чему должны соответствовать название, миссия, лозунг организации, ее уникальность. Все должно быть выстроено так, чтобы доноры сразу чувствовали, что сотрудничество с такой организации им полезно и выгодно.

Еще одна стратегия — эта стратегия диверсификации, то есть расширения диапазона деятельности организации (правительственные контакты, плата за услуги, корпоративное спонсорство и гранты, мероприятия, организации, физические лица).

Покрытие административных затрат также является одной из стратегией фандрайзинга, например, начисление управленческих комиссионных за конкретные контракты, мероприятия, плата за услуги, начисление процентов со взносов, включение административных затрат в бюджет проектов (но нельзя просить деньги только на покрытие административных затрат) и т.д.

Другими примерами возможных стратегий фандрайзинга являются:

· Использование средств массовой информации для просвещения, пропаганды и сбора средств.

· Инвестиции в фандрайзинг.

· Обучение и организационная поддержка при проведении фандрайзинга.

· Коммерческая деятельность, приносящая прибыль.

· Снижение затрат и экономия средств.

Основные выводы

Что такое фандрайзинг?

Фандрайзинг — это обеспечение (надежного) потока ресурсов (в виде денег, времени, товаров), который позволяет общественной организации выполнять свою миссию в настоящем и в будущем.

Фандрайзинг основан на определении потребностей НКО и их удовлетворении.

Наши рекомендации