Анализ безубыточности продаж с применением расчета критического объема по методу маржинальной прибыли (дохода)

На основе данных отчета о финансовых результатах, определить величину переменных и постоянных затрат, маржинального дохода, точки безубыточности (порога рентабельности), запаса финансовой прочности.

В Российской практике для проведения анализа безубыточности условно себестоимость продаж – рассматривается как условно-переменные затраты, а сумма коммерческих и управленческих расходов – рассматривается как условно-постоянные затраты.

Таблица 23. Расчет показателей безубыточности.

    Показатель На конец отчетного года На начало отчетного года Изменения (гр.2 – гр.3) Варианты изменений
  I   II   III
1. Объем продаж – выручка       Факт 3%   Факт + 5%
2. Переменные расходы в себестоимости       Факт Факт   Факт  
3. Маржинальный доход (стр.1 – стр.2)       Расчет Расчет Расчет
4. Уровень маржинального дохода, % (стр.3 / стр.2) × 100       Расчет Расчет Расчет
5. Постоянные расходы в себестоимости       Факт − 6% Факт − 3% Факт − 9%
6. Критический объем продаж, или точка безубыточности (стр.5 / стр.4) × 100       Расчет Расчет Расчет
7. Запас финансовой прочности (стр.1 – стр.6) / стр.1 × 100       Расчет Расчет Расчет
8. Прибыль от продаж (стр.3 – стр.5)       Расчет Факт − 8% Расчет

Методические указания к выполнению:

1) маржинальный доход – представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов и формирования прибыли от продаж;

2) критический объем продаж (точка безубыточности Тб) – характеризует тот объем продукции, работ, услуг, реализация которого обеспечивает покрытие всех затрат;

3) запас финансовой прочности) – характеризует тот объем продукции в предела которого предприятие может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности.

Рассчитав показатели безубыточности, составьте выводы по фактическим результатам, а так же по вариантам изменений и какой из вариантов расчета показателей безубыточности наилучший для предприятия по прибыли и запасам финансовой прочности.

Проведите факторный анализ точки безубыточности (критического объема продаж) с применением расчета факторов, методом цепных подстановок.

Таблица 24. Факторный анализ точки безубыточности (Тб).

  Факторы   ПР   УМД   Влияние факторов на изменение «Тб»
«Постоянные расходы в себестоимости» (ПР)        
«Уровень маржинального дохода, % (УМД)        
Общее изменение        

Дать понятие нормы маржинального дохода и эффекта операционного рычага. Использовать методические указания в приложении.

Таблица 25. Расчет эффекта от операционного рычага.

Показатель и условное обозначение На конец отчетного года На конец предыдущего года Изменение (+) (-) Процент прироста (снижения), %
1.Маржинальный доход        
2.Выручка        
3.Норма маржинального дохода (стр.1 / стр.2)        
4.Прибыль        
5.Эффект операционного рычага (стр.1 / стр.2)        

Дать оценку степени чувствительности прибыли к степени риска предприятия при снижении выручки.

Выявить причины изменения нормы маржинального дохода, провести расчет факторов ее изменения и указать пути увеличения доходности (прибыльности) предприятия.

АНАЛИЗ ОТЧЕТА ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА

1. Методологические основы анализа собственного капитала.

1.1 Понятие, классификация и функции собственного капитала.

1.2 Цели, задачи, методы и приемы анализа бухгалтерской отчетности об изменениях капитала.

1.3 Методика анализа собственного капитала зарубежных и российских авторов.

2. Анализ отчета об изменениях капитала по предприятию «Х».

2.1 Краткая характеристика предприятия и предварительная оценка структуры его капитала.

2.2 Анализ состава и структуры собственного капитала.

2.3 Анализ движения собственного капитала.

2.4 Анализ эффективности использования собственного капитала.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Методические указания и аналитические таблицы к содержанию темы: «Анализ отчета об изменениях капитала».

Наши рекомендации