Метод расчета критического объема продаж.

Критический объем продаж – это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Иными словами, очередная единица продукции, проданная сверх критического объема продаж, увеличивает массу прибыли, тогда как продажа предыдущих единиц шла лишь в покрытие затрат.

Как указывалось выше, совокупные затраты можно разделить на две группы:

· Условно-постоянные, которые обусловлены самим фактом жизнедеятельности фирмы и практически не зависят от того, насколько велик объем производимой продукции.

· Переменные, они условно принимаются изменяющимися прямо-пропорционально объему производимой продукции.

Выручка от продажи очередной единицы продукции идет в покрытие переменных затрат, т.е. затрат, связанных с производством этой единицы и частью условно-постоянных затрат. поэтому видно, что чем больше относительная величина условно-постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больший объем продукции должен быть произведен.

Величина критического объема продаж в значительной степени зависит от структуры затрат, т.е. при прочих равных условиях, повышении технической оснащенности фирмы, увеличение численности и оснащенности аппарата управления, рост расходов по рекламе и сбыту продукции, появление дополнительных непроизводственных затрат влекут рост критического объема продаж.

Знаменитый бухгалтер Джон Шерр, живший с 1846 по 1924 г., предложил именовать критический объем продаж мертвой точкой (точкой безубыточности).

Критический объем продаж может быть определен аналитическим и графическим методами.

Аналитический метод основан на расчетах с использованием следующих формул:

Минимальный объем продаж:

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru

Где:

Tmin-критический объем продаж, выраженный в денежных единицах

Sconst-постоянные издержки

Sch1-переменные издержки на единицу товара

P1-цена единицы продукции

В количественном выражении критический объем продаж можно выразить в виде формулы:

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru

Можно определить объем продаж для получения заданной прибыли «Е»:

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru

Q-заданное количество реализации

Sch-переменные издержки на весь товар

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru Графический метод удобен для иллюстрации зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. В, выручка

выручка совокупные издержки Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru

переменные издержки Sch

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru Sconst

Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru Объем продаж

Сплошная линия «ОВ» отражает изменение выручки от продаж. Здесь имеет место прямая зависимость с ростом объема проданной продукции. Растет и величина выручки. Линия Sconst отражает изменение условно-постоянных затрат, поскольку считается, что эти затраты не зависят от объема продаж, линия параллельна оси абсцисс.

Линия Sch – это переменные издержки, которые прямо пропорционально изменяются объему произведенной и проданной продукции.

Совокупные издержки отражают сумму постоянных и переменных издержек. Точки пересечения этой линии с линией «ОВ» дают критический объем продаж «Q», при котором выручка «Tmin» равна совокупным затратам, т.е. это тот минимум, при котором обеспечивается безубыточность производственно-коммерческой деятельности. Т.о. до тех пор, пока объем продаж не достигнет уровня Q, фирма работает в убыток.

Превышение уровня Q означает получение прибыли.

Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на условном предположении об их прямо-пропорциональной зависимости, тогда как на практике увеличение объемов производства может существенно повлиять на изменение цен. Но не смотря на это, любые изменения деятельности фирмы, имеющие затратный характер, должны анализироваться с позиции их влияния на величину критического объема продаж хотя бы в плане того, что возможное наращивание объемов производства или новые затраты будут покрываться за счет уже имеющейся маржинальной прибыли.

Методы оптимизации структуры капитала.

Одна из главных задач формирования инвестиционных ресурсов – оптимизация их структуры с учетом уровня доходности и риска инвестиций реализуется разными методами.

Одним из основных механизмов решения этой задачи является финансовый леверидж. Рассмотрим механизм формирования эффекта финансового левериджа на примере.

Таблица. Формирование эффекта финансового левериджа.

№ п/п Показатели, усл.ден.ед. Предприятие
А Б С
Средняя сумма всего используемого капитала (активов) в рассматриваемом периоде, тыс.руб., в том числе:
· Средняя сумма собственного капитала
· Средняя сумма заемного капитала
Сумма валовой прибыли без учета расходов по уплате процентов за кредит
Валовая рентабельность активов без учета расходов по уплате процентов за кредит, % (4/1)
Средняя процентная ставка по кредитам, %
Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала ((3*6)/100), тыс. руб.
Сумма валовой прибыли предприятия с учетом расходов по уплате процентов за кредит (4-7)
Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью 0,2 0,2 0,2
Сумма налога на прибыль (8*9)
Сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога (8-10)
Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности, % (11/2)*100%
Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемного капитала, % по отношению к предприятию «А». -

Вывод: рассматривая приведенные данные, можно увидеть, что по предприятию «А» эффект финансового левериджа отсутствует, т.к. оно не использует в своей хозяйственной практике заемный капитал. По предприятию «Б» эффект финансового левериджа =(1-0,2)*(20-10)*(200/800)=2%. По предприятию «С» эффект финансового левериджа =(1-0,2)*(20-10)*(500/500)=8%.

Из результатов проведенных расчетов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Этот метод оптимизации связан с процессом дифференцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов предприятия.

Все активы предприятия делятся на 3 группы:

Внеоборотные активы

2. Постоянная часть оборотных активов – она представляет собой неизменную часть совокупного их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний объема операционной деятельности и не связано с формированием запасов сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения.

Иными словами она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления текущей операционной деятельности

3. Переменная часть оборотных активов – она представляет собой варьирующую часть их совокупного размера, которая связана с сезонным возрастанием объема продажи продукции, необходимости формирования в отдельные периоды деятельности предприятия товарных запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза и целевого назначениия.

В составе оборотных активов выделяют максимальную и среднюю потребность в них.

  1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Остаток оборотных активов
Средний остаток
Постоянная часть оборотных активов  
Переменная часть оборотных активов   5925-4250=1675 тыс. руб.

Существует 3 принципиальных подхода к финансированию различных групп активов предприятия:

Состав активов предприятия Консервативный подход Умеренный компромиссный подход Агрессивный подход
Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru Переменная часть оборотных активов КЗК КЗК КЗК  
СК+ДЗК  
Постоянная часть оборотных активов Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru СК+ДЗК  
Метод расчета критического объема продаж. - student2.ru СК+ДЗК  
Внеоборотные активы

Условные обозначения:СК – собственный капитал; ДЗК – долгосрочный заемный капитал; КЗК – краткосрочный заемный капитал.

Пример: определить тип финансовой политики организации, если известно, что:

Внеоборотные активы – 2416 тыс. руб.

Постоянная часть оборотных активов – 1200 тыс. руб.

Переменная часть оборотных активов – 492 тыс. руб.

Собственный капитал 3341 тыс. руб.

Долгосрочный заемный капитал – 70 тыс. руб.

Краткосрочный заемный капитал – 697 тыс. руб.

Наши рекомендации