Понятие спроса и товарного предложения

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта; рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар. Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить. Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают " распродажи ", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и • приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Помещение цены на вертикальной оси, и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. С математической точки зрения цену удобнее разместить на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей;

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

информация о товаре;

время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот. Факторы, оказывающие влияние на предложения: изменение цен на факторы производства; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Тема: Планирование деятельности предприятия.

1. Основные принципы и элементы планирования.

2. Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования.

3. Структура бизнес-плана.

Основные принципы и элементы планирования.

Важнейший элемент хозяйственного механизма — планирование. В общем виде планирование — это совокупность действий хозяйствующего субъекта по определению целей развития и путей их достижения. В условиях неопределенности и динамичности внешней среды предприятие вынуждено постоянно анализировать угрозы и возможности развития, прогнозировать рыночную ситуацию, выбирать и корректировать цели деятельности и способы их реализации. Планирование позволяет обеспечить пропорциональное, сбалансированное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Планирование создает для предприятий следующие преимущества:

• подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;

• делает возможным подготовку к использованию благоприятных условий внешней среды в будущем;

• улучшает координацию действий внутри предприятия;

• улучшает обеспечение предприятия необходимой информацией;

• способствует рациональному распределению ресурсов;

• формирует обязанности и ответственность работников;

• создает предпосылки для повышения квалификации персонала;

• улучшает контроль.

Для практической реализации планирования как процесса важным является соблюдение определенных принципов. Принципы планирования определяют содержание плановой деятельности, правила осуществления процесса планирования. Основными принципами планирования являются:

1. Принцип единства (системности). Понятие системы означает существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития элементов системы. Все планы в рамках организации должны представлять собой взаимосвязанную систему, имеющую единую направленность.

2. Принцип непрерывности предполагает скользящий характер планирования, планы должны непрерывно приходить на смену друг другу, долгосрочные планы должны уточняться в ходе реализации текущих планов, планирование должно быть постоянным.

3. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности, и заключается в придании плану и процессу планирования способности меняться, адаптироваться к изменениям внешней среды. Изменяется не только внешняя среда, но и представления организации о своих возможностях и целях. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, поэтому планы должны содержать резервы.

4. Принцип комплексности предполагает отражение в планах всех направлений хозяйственно-финансовой деятельности организации во взаимосвязи. Этот принцип особенно важен для организаций, осуществляющих разнообразные виды деятельности, таких как современные потребительские общества, которые имеют многоотраслевое хозяйство и осу­ществляют социальные функции.

5. Принцип выделения приоритетных направлений развития, т. е. выделения в планах ведущих звеньев, которые требуют первоочередного выделения средств в целях достижения наибольшей эффективности всей хозяйственно-финансовой деятельности.

6. Принцип многовариантности позволяет выбрать наилучшую из различных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия, исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

7. Принцип контроля предполагает не только учет выполнения плана, но и своевременное обнаружение и предупреждение возможных диспропорций в развитии, выявление резервов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.

Основными элементами системы планирования являются: Планирование персонала (служба); Механизм планирования; Процент планирования; Методы и средства, обеспечивающие процентные планирования.

Механизм планирования включает совокупность методов и средств, с помощью которых принимается, реализуется планирование решения и включает:

а) постановку целей и задач планирования;

б) функции планирования;

в) методы планирования.

Определение требования к постановке целей и задач:

Они должны быть функциональными; Должна быть установлена связь между долгосрочными и краткосрочными целями; Цели должны исходить из внутренних возможностей фирмы; Цели должны охватывать все сферы деятельности.

Функции планирования: Уменьшения сложности планируемых объектов и процессов; Мотивации; Прогнозирования; Безопасности (учет факторов риска); Оптимизации (возможности выбора наилучшего варианта); Координации и интеграции; Упорядочения - единый порядок действий всех работников фирмы; Контроля; Документирования. Методы планирования включают направления планирования и средства обоснования планирования расчетов. Направления планирования: Прогрессивное (снизу вверх); Ретроградное (сверху вниз); Круговое (встречное) - разработка плана в два этапа: первый сверху вниз; второй снизу вверх. Процесс планирования -определяет последовательность работ при составлении плана: определение целей планирования, исходя из которых определяется критерии; анализ

проблемы; поиск стратегических альтернатив; прогнозирование; проведение планов, расчетов для выбора альтернативы; принятие плановых решений.

Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования.

Основными элементами внутрифирменного планирования являются:

1. Прогнозирование. Оно включает изучение перспектив развития национальной экономики, экономики регионов и отдельных отраслей. Именно на этой основе крупнейшие фирмы формируют свои цели развития и цели своих подразделений. С использованием маркетинга на основании прогнозирования разрабатывается рыночная стратегия фирмы.

2. Постановка задач. Обычно формируются общие задачи на базе прогноза с установлением приблизительных сроков их выполнения и определения ресурсного обеспечения.

3. Корректировка плана. На стадии прогнозирования происходит конкретизация сроков выполнения плана, производится увязка между отдельными стадиями программы.

4. Составление бюджета. Закладывается программа в основы распределения ресурсов между подразделениями и составлением разного рода бюджетов. Бюджет — это план в цифровом выражении, баланс доходов и расходов как в денежном, так и в натуральном выражении.

К основным видам бюджета относится:

-смета доходов и расходов;

-смета затрат материальных ресурсов;

-смета капитальных расходов;

-кассовый бюджет и ряд др.

На этой основе определятся конкретные функции каждого подразделения и

исполнители, ответственные за отдельные операции.

5. Конкретизация плана. Этот завершающий этап включает выработку конкретных установок и решений, распространяемых на нижестоящие звенья, т. е. доведения плана до низов.

6. Момент реализации плана. Долгосрочные планы (прогнозы) стратегического маркетинга являются результатом деятельности руководства на уровне всей фирмы, а все остальные стадии планирования в основном осуществляются на уровне подразделений и служб.

Процесс планирования включает 3 этапа:

1. Анализ стратегических-проблем. На этом этапе следует проанализировать тот рынок, на который предприятие будет работать. Анализ должен быть

двойственным, т. е. необходимо продумать позитивные моменты функционирования предприятия в данной рыночной среде, а также представить возможные негативные последствия деятельности фирмы.

Следует учесть, что в процессе развития предпринимательства наряду с разрешением одних проблем будут возникать другие. Меняются потребности и запросы покупателя, внедряются новые достижения НТП, растет уровень развития производства, меняется рынок и стратегия конкурентов, возникают финансовые сложности и т.д. Поэтому необходимо прогнозировать деятельность фирмы от 1 до 5 лет и решить, сможет ли предприятие адаптироваться к данной рыночной среде. Если получен положительный ответ, то следует переходить ко 2 этапу.

2. Прогноз будущих условий деятельности и определение задач. При этом взвешиваются внутренние возможности предприятия. Для чего необходимо составить перечень слабых и сильных сторон предприятия, учтя предполагаемые изменения рыночной среды. Обсудив положительные и отрицательные стороны, можно выявить, какие цели достижимы. После этого тщательно корректируются поставленные задачи и остаются лишь те из них, которые на обозримый период времени являются разрешимыми и первостепенны по важности.

3. Выбор оптимально варианта развития. На этапе определяются все материальные средства развития предприятия на основе составленных ранее «плюсов» и «минусов». Особое внимание обращается на анализ 3-х важнейших показателей:

1. Место покупателя на рынке.

2. Принадлежит ли предприятие к хозяйственному сектору и отрасли.

3. Ассортиментная структура производственных программ.

Виды планирования.

В зависимости от периода времени, которое охватывают планы, их, подразделяют на перспективные, текущие и оперативные.

Перспективное планирование предусматривает 2 вида планов: долгосрочное и среднесрочное.

Долгосрочное планирование составляет важную часть плановой работы на крупных предприятиях. Процесс долгосрочного планирования осуществляется по следующей схеме:

1. В начале рассматриваются предпосылки, исходя из которых разрабатывается план порядка планирования с учетом изменения обстоятельств. Этот план предусматривает следующее: 1) оценку текущих итогов; 2) выявление проблем. После этого производится анализ возможностей предприятия в сопоставлении с достижениями конкурентов. Этот анализ позволяет выявить слабые и сильные стороны предприятия. Затем осуществляется пересмотр философии предприятия. Философия и цели предприятия должны строиться в зависимости от изменения обстоятельств, а изменение обстоятельств дает информацию об окружающей среде, конкурентах, перспективах раз

2. Из первой стадии вытекает уровень целей и пробная базовая стратегия. Далее осуществляется прогнозирование в области ключевого достижения; выявляются резервы и рассматриваются стратегические вопросы.

Структура бизнес-плана.

Бизнес-план- это документ, отражающий ключевые показатели, которые обосновывают целесообразность некоторого проекта, четко раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности предприятия.

Бизнес-план включает следующие разделы: резюме, виды товаров и услуг, рыночные исследования и анализ сбыта, оценку конкуренции на рынках сбыта, маркетинг, план производства.

Резюме бизнес-плана составляется в последнюю очередь и подытоживает всю работу.

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того продукта (работ, услуг), который планируется производить (предоставлять). В описании указываются потребительские свойства, существенные отличия от товаров конкурентов, дается наглядное изображение товара, а также прогноз цены и тех затрат, которые потребуются при производстве.

Второй раздел бизнес-плана — анализ рынка товаров или услуги, который основывается на исследовании рынка и требует отбора и обработки большого объема информации. Основная его цель — определить и обосновать ту рыночную нишу, в которой найдут покупателя планируемые к производству или реализации товар или услуга.

Третий раздел бизнес-плана — оценка конкуренции; при этом определяют конкурентов — производителей аналогичной продукции, как можно точнее оценивают объем их продаж, доходы, перспективы внедрения новых моделей, основные характеристики, уровень качества и дизайн основной продукции.

Четвертый раздел бизнес-плана — маркетинг. В общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь, с одной стороны, всестороннего изучения рынка и потенциальных потребителей, а с другой — всестороннего продвижения товара к этому потенциальному потребителю.

Успешное продвижение продукта в сферу обращения предприятие достигает, если учитываются следующие элементы данного процесса:

- схема распространения товара — самостоятельно, через оптовые организации, через магазины;

- ценообразование (как определяется цена товара, планируемая прибыль, нижний предел цены, при котором окупаются расходы);

- реклама (планируемые денежные средства, форма и какими средствами будете рекламировать свой бизнес);

-методы стимулирования потребителей (способы привлечения новых потребителей — расширение районов сбыта, расширение производства, совершенствование товара, предоставление гарантий или дополнительных услуг потребителям);

- формирование и поддержание репутации предприятия и товаров (услуг). Пятый раздел бизнес-плана — план производства, где подтверждается

расчетным путем, что предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров или услуг в нужные сроки. Для предприятий общественного питания в плане указывается, на каких производственных мощностях будет развертываться изготовление продукции — на действующих или вновь создаваемых, для предприятий торговли обосновывается торговая площадь — собственная и арендуемая.

Шестой раздел — организационный план, в котором речь идет о порядке организации бесперебойного и успешного функционирования предприятия. Здесь определяются организационная структура предприятия, содержание работ создаваемых подразделений, квалификационные требования к специалистам.

Седьмой раздел — юридический план, где оговаривается форма организации предприятия с точки зрения собственности, которая в свою очередь определяет его правовой статус.

Восьмой раздел — оценка риска и страхования. В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Государство не несет ответственности за результаты хозяйственной деятельности предприятия, поэтому при его создании должен быть произведен тщательный просчет рисков.

Девятый раздел бизнес-плана — финансовый план. Он включает: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия.

При составлении бизнес-плана необходимо соблюдать следующие основные требования:

- информация должна быть четкой, емкой и одновременно краткой, доступной партнерам и финансистам;

- план, как правило, разрабатывает руководитель, привлекая работников предприятия, а в необходимых случаях привлекаются специалисты со стороны.

Тема: Капитальные вложения и их эффективность.

1. Инвестиционный процесс и его значение.

2. Капитальные вложения и их структура.

3. Показатели эффективности капитальных вложений.

4. Структура и источники финансирования организаций.

Наши рекомендации