Понятие и сущность цен. Функции цен. Классификация цен

Цена является важнейшей экономической категорией.В общем виде цена товара – это стоимость товара, выраженная в денежной форме.Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.Учетная функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.Распределительная функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда налогов ( на добавленную стоимость, акцизы, с продаж и др.), которые направляются в бюджеты разных уровней.Стимулирующая функция цены способствует стимулированию научно – технического прогресса, повышению качества продукции, т. к. цены дифференцируются в зависимости от технического уровня и качества последней. Цена выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко реагируя на их колебания.Как юридическая категория цена представляет собой, прежде всего, денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора.
1. Классификация цен в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики или от характера оборота. По такому признаку цены делятся на: оптовые, закупочные, розничные, сметную стоимость (цены строительства), тарифы на услуги, внешнеторговые (мировые).
О п т о в ы е ц е н ы — это цены, по которым предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая при этом к услугам торговых организаций.З а к у п о ч н ы е ц е н ы — это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены. Р о з н и ч н ы е ц е н ы — это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются в основном продукцией потребительскогоназначения.С м е т н а я с т о и м о с т ь с т р о и т е л ь с т в а (ц е н ы с т р о и т е л ь с т в а) — это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных фондов (основногокапитала). Т а р и ф ы н а у с л у г и — это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретного материального носителя (конкретной материально-вещественной формы). В н е ш н е т о р г о в ы е (м и р о в ы е) ц е н ы — это цены, по которым осуществляются экспортно-импортные сделки. При определении внешнеторговых цен особое значение имеет информация о ценах организаций, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.
2. Классификация цен в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с классификацией цен по данному критерию можно выделить рыночные (свободные), регулируемые и фиксированные цены.
Р ы н о ч н ы е (с в о б о д н ы е) ц е н ы — это цены, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения (конъюнктуры). Эти цены являются свободными, поскольку они освобождены от прямого ценового вмешательства государства . В то же время данный вид цен не свободен от действия других экономических инструментов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен.
Р е г у л и р у е м ы е ц е н ы — это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства.

2.. Производственные процессы и их разновидность. Принципы построения производственного процесса

Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и средств производства, направленных на изготовление продукции. ПП состоит из следующих процессов: основной- это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции; вспомогательный - это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обслуживающий - это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов но в результате которых продукция не создается (хранение, транспортировка, технический контроль и т.д.).

Принципы организации производственного процесса: Пропорциональности- пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест. Комбинирования- объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства.

Специализации- формы разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей, изделий. Непрерывности- сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия.

Ритмичности- выпуск в равные промежутки времени равного количества изделий. Автоматичности- максимально возможное и экономически целесообразное освобождение рабочего от затрат ручного труда на основе применения автоматического оборудования.

3.Определение объема безубыточных продаж и зоны безопасности

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции,или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Наши рекомендации