Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения в отличие от товарного рынка.

Рынок факторов производства - сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов и капитала. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и организации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Владельцами экономических ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для предприятий цены на ресурсы являются издержками, а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Рынок капитала – это часть финансового рынка, где формируется спрос

и предложение на среднесрочный и долгосрочный заимообразный капитал.

Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры

48. Рынки факторов производства: рынок труда.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

· На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

· Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

Рынок земли

Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куп­лю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных уча­стков).

Земля, как экономический ресурс, обладает рядом особенно­стей. Во-первых, земля не имеет издержек производства. Земля имеется в наличии как природный объект. Это бесплатный и не­воспроизводимый дар природы. Во-вторых, ограниченность зем­ли. Все прочие экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно накопить или воспроизвести. Изме­нить размеры земельных угодий человечество не в состоянии.

Особенностью механизма ценообразования на рынке земли является необходимость различать земельный участок как тако­вой и производственную функцию земли. У землевладельца су­ществует три варианта использования своей собственности: зе­мельный участок можно продать, выручив за него соответствую­щую цену; на данном участке можно вести хозяйственную деятельность, получая при этом регулярный доход в виде прибы­ли; земля может быть сдана в аренду, что принесет ее владельцу регулярный доход в виде ренты.

47. . Рынок капитала

Рынок капитала – это часть финансового рынка, где формируется спрос и предложение на среднесрочный и долгосрочный заимообразный капитал. Рынок капиталов выполняет следующие функции: · Во-первых, объединяет мелкие, разрознены денежные сбережения населения, государственных подразделов, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создает большие денежные фонды. · Во-вторых, трансформирует денежные средства в заимообразный капитал, который обеспечивает внешние источники финансирования материального производства национальной экономики. · В-третьих, предоставляет ссуды государственным органам и населению для решения таких важных заданий, как покрытие бюджетного дефицита, финансирования части жилищного строительства и тому подобное..

49. Собственность и типы экономических систем.

Экономическаясистема — установленная и дей­ствующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.

Выделяют несколько видов экономических систем:

· традиционную;

· командно-административную;

· рыночную;

· смешанную.

В традиционной системеэкономика основывается на натуральной форме общественного хо­зяйства, продукция производится прежде всего для собственного потребления.

Основой командно-административной системы является государственная соб­ственностьна все ресурсы. Планирование экономики осуществляется из единого экономического центра и носит административный характер. Ценообразование также носит централизованный ха­рактер, не отражает реальной оценки произведенной продукции и не зависит от наличия или от­сутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара.

В рыночной экономической системеоснову экономических отношений составляет частная собственность.Вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе. Особенностью рыночной системы яв­ляется также ценообразование, которое не регулируется государством.

Экономика, совмещающая элементы различных экономических систем, называется смешанной.

Собственность — отношение между людьми и предметами. Предмету приписывается принадлежность какому-либо человеку, что даёт этому человеку право распоряжаться предметом, одновременно запрещая другим людям пользоваться предметом без разрешения владельца.

50. 50.Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.). Главная тема социальной политики — социальное поло­жение тех или иных частей народа, народа в целом. Социальное положение — это основная, комплексная характе­ристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат дей­ствия системы существенных факторов (причин), которые об­разуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. Параметры социального положения — это конкретные измери­тели социального положения, его качественно-количествен­ные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной опреде­ленностью судить о реальном, прогнозируемом или програм­мируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосо­стояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.). В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависи­мости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, раз­личают виды социальной политики — государственная, региональ­ная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, напри­мер, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для выво­да об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место — и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика мо­жет быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько систе­ма мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безо­пасность населения в целом. Объект и предмет социальной политики — понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС). СТС — это сис­тема взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социаль­ной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, ту­ризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, за­нятость, безработица; социальное партнерство; социальная за­щита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенси­онная система и др. Проводя социальную политику, важно дер­жать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внима­ния ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д. Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий ха­рактер (отрабатываются и принимаются соответствующие за­коны, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная со­циальная политика осуществляется, как говорится, лицом к ли­цу с конкретным человеком, как правило, на районном, муни­ципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она нахо­дит свое окончательное воплощение и фиксирует свою резуль­тативность и отдачу. Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса обществен­ных условий их существования и развития. Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) — несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами). Субъекты социальной политики — это реально самостоятель­ные и фактически действующие социальные группы и пред­ставляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики отно­сятся и представляющие их интересы организационные струк­туры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваи­ваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки — раз­ные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Созда­ются классовые политические организации, союзы, ассоциа­ции, движения. И все это действующие лица социальной поли­тики, ее субъекты. Основные функции социальной политики В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, все­гда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобнов­ляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содер­жание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп. Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики: 1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций. Все существующие ныне общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других (на эксплуата­ции). Отношения принудительного социального донорства в ос­нове своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивос­ти в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антаго­низма, включая войны между странами и гражданские войны. Господствующие классы накопили исторический опыт сило­вой консервации антагонизмов, подавления восстаний и рево­люций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания меха­низмов социальной направленности антагонистически проти­воречивых процессов. Примеры известны: социальное рыноч­ное хозяйство, социальное государство, международная по­мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в та­ких случаях всегда является крупномасштабное властное (госу­дарственное) перераспределение части эффекта в пользу соци­альных доноров, что и компенсирует их потенциальное массо­вое недовольство социальной несправедливостью эксплуата­торской системы. Видный теоретик и практик социального рыночного хозяй­ства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког­да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государст­во, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматри­ваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого досто­инства простого мужчины и простой женщины...». 2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. 3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел. 4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение. 5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. 6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп. Социальная защищенность — одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение. Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы. Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводить­ся по разным причинам (стихийные бедствия, военные дейст­вия, эпидемии, революции, государственные перевороты, де­мографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и сущест­вуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровожда­ют нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные от­ношения, нормальные (повседневные, регулярные) общест­венные порядки. Общество порождает и развивает систему защиты от соци­альных рисков — социальную защиту. Это одна из функций со­циальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.

Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обес­печения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федера­ции, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-комму­нального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной за­щиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д. Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост ни­щеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования рас­ходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства. При правильном подходе сама социальная политика и соци­ально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансо­вые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая. Выход России и ее регионов из кризиса связан прежде всего с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бю­джетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера на­глядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) това­ров и услуг: М • V = Q • Р, где: М — объем денежной массы в стране; V — скорость оборота денежной массы; Q — объем товаров и услуг (ВВП); Р — средняя цена товаров и услуг. Вполне очевидно, что социальная политика и социально-тру­довая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансо­вых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, пре­дельно ясно, что без эффективной занятости, организации сис­темы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохра­нения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличи­вать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэконо­мических показателей. А это требует соответствующего отноше­ния к социально-трудовой сфере и социальной политике со сто­роны государства, его законодательных и исполнительных орга­нов, работодателей, предпринимателей и собственников. Примеров обратного влияния социальной политики и соци­ально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной си­стемы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая вы­хода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справед­ливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства. Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отрас­лей культуры, здравоохранения, науки, образования — с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органич­но взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного разви­тия как на федеральном, так и на региональном уровне.

Вопрос 50

Выполняя свои функции, государство проводит экономическую политику. Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.

Экономическая политика государства выступает как генеральная линия действий, проводимых Правительством в национальной экономике, включая распределение, обмен и потребление созданного продукта, а также внешнюю экономическую деятельность.

Выдвижение социальных целей экономического развития привело к формированию социальной политики государства.

Социальная политика - совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами.

Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских объединений, общественных фондов, партий и т.д. Она направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создание условий сохранения социальной стабильности[1].

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно- правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы[2].

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

- реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

- гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

- взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи - основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и , прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций[5].

51. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене.

ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается.

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

К неценовым факторам относят:

  • Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается.
  • Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар.
  • Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса.
  • Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей.

52. Сущность и основные черты современного рыночного хозяйства.

Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

· Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

· Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре

· Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

· Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Вопрос 53

Теории международной торговли.

В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пересечения в таможенной службе. При этом товар может перейти из собственности одного экономического агента в собственность другого, но может и не изменить своего собственника. Если, например, немецкая фирма направляет оборудование в адрес своего киевского филиала, то стоимость этого оборудования будет учтена в экспорте Германии и импорте Украины, хотя смены собственника в данном случае не произошло.
Международная торговля может осуществляться в разном режиме:

  • свободная торговля предполагает, что при пересечении таможенных границ на пути товарных потоков не встречается ни каких барьеров;
  • протекционизм — является антиподом свободной торговли. Государства устанавливаютторговые ограничения в виде пошлин, налогов, квот и т.д.
  • автаркия — прекращение торговых взаимоотношений при чрезмерно высоком уровне торговых ограничений, которые приобретают запретительный характер.

Наши рекомендации