Понятие и виды расходов бюджетов
Понятие бюджетного права РФ.
Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней.
Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм:
1) Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы.
2) Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности.
3) Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права.
4) Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов.
5) Нормы, регулирующие межбюджетные отношения.
6) Нормы, регулирующие бюджетный процесс.
С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права
Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс.
Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах.
Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе.
Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса.
Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов.
Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы.
То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.
Понятие и виды расходов бюджетов.
Понятие расходов закреплено в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ.
Расходы бюджета многообразны и в первую очередь классифицируются по функциональному признаку. Выделяют расходы на содержание государственного аппарата, расходы на обеспечение безопасности и правоохранительную деятельность, расходы социально-культурного назначения и т.д.
Следует различать два понятия: расход и расходные обязательства.
Расходная часть бюджета любого уровня формируется на основании расходных обязательств, принятых соответствующим общественно-территориальным образованием.
Расходные обязательства – это обязанности государства, региона или муниципалитета предоставить из бюджета средства каким-либо лицам.
Расходные обязательства возникают на основании нормативного акта либо на основании договора.
Имеется в виду: когда мы говорим о расходном обязательстве, мы говорим о каком-то отношении, это обещание заплатить.
НО! Взять на себя обязательство не обязательно уплатил.
Каким образом берёт на себя расходное обязательство государство: принятием закона (скажем, есть армия – обязаны содержать), из договора (заключили договор, нам поставили товар – необходимо оплатить).
Не все расходные обязательства находят своё отражение в бюджете.
Государство, регионы и муниципалитеты ведут реестры расходных обязательств, на основании которых составляются расходные части бюджетов.
Расходное обязательство, предусмотренное (включенное) соответствующей расходной частью бюджета называется «бюджетным обязательством».
По ходу бюджетного года государство осуществляет платежи по бюджетным обязательствам, таким образом производит бюджетные расходы.
То есть имеется в виду, что если государство взяло на себя обязательство – скажем, по договору. Для того, чтобы сторона договора была уверена, что с ним рассчитаются, эта выплата должна быть предусмотрена в бюджете, то есть это не просто расходное обязательство, а должно быть бюджетное обязательства.
Кроме того, даже если предусмотрено на бюджет этого года, то должна быть бюджетная роспись – когда конкретно запланирован платёж (может быть, в этом году, но числа эдак 31 декабря).
Расходы осуществляются в форме бюджетных ассигнований.
Бюджетный Кодекс предусматривает следующие виды бюджетных ассигнований:
1) На оказание государственных услуг. Подразумеваются все выплаты на финансирование всех государственных органов в совокупности.
2) Ассигнования на социальное обеспечение населения.
3) Ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции – имеется в виду, что кроме финансирования бюджетных организаций, государство может финансировать и других – типа ООО или ОАО, если они занимаются нужной деятельностью.
4) Ассигнования на субсидии производителям товаров, работ или услуг. Государство может осуществлять меры по поддержке какого-либо производства – скажем, сельское хозяйство и прочее, всякие там народные промыслы…
5) Межбюджетные трансферты в нижестоящие бюджеты.
6) Выплаты на обслуживание государственного долга. Два вида – выплаты текущий платежей и если подходит срок выплаты по государственным ценным бумагам.
7) Платежи и членские взносы в различные международные организации.
8) Ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации. Законодательство предусматривает возможность предъявить иск к РФ – субсидиарная ответственность по отношению к бюджетным организациям или за действия должностных лиц во время исполнения их своей полномочий.