Цель и задачи маркетингового анализа
Цели:
1) дать оценку и прогноз состояния и развития рынка, определить позицию фирмы на данном рынке (или его сегменте);
2) выявить реакцию рынка на маркетинговые действия и смоделировать закономерности спроса;
3) охарактеризовать экономический и финансово-кредитный потенциал фирмы, определить ее конкурентоспособность;
4) обеспечить маркетинговое обоснование разработки товара, организовать его тестирование и оценку конкурентоспособности;
5) охарактеризовать потенциальных дистрибьюторов в соответствии с критериями выбора;
6) оценить поведение и потенциальные возможности конкурентов, спрогнозировать их действия;
7) выявить и спрогнозировать мнения, поведение и предпочтения потребителей;
8) оценить вероятность и силу коммерческого риска.
Исходя из этих целей, маркетинговая служба фирмы формулирует конкретные задачи маркетингового анализа. Например, охарактеризовать ситуацию на рыночном сегменте, где планируются операции фирмы; провести в порядке самосертификации оценку конкурентоспособности нового товара, который фирма собирается выводить на рынок; оценить риск, связанный с инвестициями в расширение сети торговых единиц; проанализировать эффективность различных вариантов формирования канала товародвижения и т.д.
Методология маркетингового анализа подчинена целям исследования, определяется предметом анализа и в известной мере обусловлена характером имеющейся информации.
Модель в маркетинговом анализе — математическая или логическая имитация тех или иных рыночных процессов и явлений, отражающая внутренние связи, пропорции и тенденции, а также силы и факторы, определяющие закономерности развития.
Методология маркетингового анализа использует следующие статистические методы: абсолютные, средние, относительные величины, динамические ряды и ряды распределения, группировки, индексы, вариационный и дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионный и многомерный анализ, графический метод, трендовые модели, методы экспертных оценок. Эконометрика в маркетинге представлена методами линейного и нелинейного моделирования, а также динамического программирования, моделями, базирующимися на теории массового обслуживания (теория очередей) и теории принятия решений (теория риска), имитационными моделями. Самостоятельное значение придается логистическим моделям управления потоками товаров и денег и оптимизации товарных запасов. В маркетинговом анализе широко используются квалиметрические методы, а также методы социометрии. Стратегические матрицы (решетки), используемые в маркетинговом планировании для целей разработки оптимальной стратегии, могут найти применение и в маркетинговом анализе - для определения рейтинга фирмы и ее позиции на рынке, для прогноза риска и т.п. Немаловажное значение придается также неформальному описательному и качественному анализу, сценариям развития и т.п.
Выбор тех или иных методов анализа обусловлен рядом факторов: степенью срочности получения выводов, наличием и широтой собранной или доступной информации, характером изучаемых процессов и явлений, наличием или отсутствием ЭВМ, прикладных программ и специалистов, знающих существо проблемы и в то же время владеющих статистической и эконометрической методологией.
15.Модель изучения товарного рынка (вопрос-ответ)
Понятие «рынок» в данном случае используется с определением товарный. Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Общая модель изучения товарной структуры рынка:
1. Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных экономических и социальных условиях. Представление об объекте и предмете исследования товарных рынков позволит определить проблематику исследований и дать ответ на вопрос: что мы изучаем?
2. Системный сбор, обработка и анализ информации о состоянии рынка — одно из основных требований к рыночному исследованию. Под системой информации понимается совокупность источников информации, характеризующая состояние товарных рынков за определенный период и позволяющая дать прогноз их развития.
Следующим требованием к исследованию товарного рынка является комплексный подход, необходимость всестороннего изучения элементов рынка в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Важным требованием к исследованию товарных рынков является дифференцированный подход, позволяющий учесть особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей.
3.В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка — это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
16.Спрос как объект маркетингового исследования (вопрос-ответ)
Анализ спроса на продукцию и услуги предприятия является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе. Первоначально спрос трактовался как конкретное действие, осуществляемое для удовлетворения тех желаний, которые основаны на насущных потребностях.
Большинство ученых и практиков определяют спрос как категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся в сфере обмена, торговли и выражающую совокупную платежеспособную потребность в товарах, услугах, складывающуюся из множества конкретных требований потребителей. Известный теоретик маркетинга Беляевский И.К. определяет покупательский спрос как концентрированное денежное воплощение потребностей. Маркетолог Филипп Котлер считает, что рыночный или потребительский спрос – это количество товара, которое может быть приобретено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный отрезок времени, в одной и той же рыночной среде в рамках конкретной маркетинговой программы. Иногда спрос трактуется как «платежеспособный спрос» - форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Таким образом, главными составляющими понятия спрос, вне которых он не может существовать, являются:
- наличие потенциальных потребителей с определенными потребностями, т.е. желанием купить;
- обеспеченность потребности денежными доходами;
- возможность удовлетворить потребность – наличие товарного предложения по объему, структуре и уровню цен, соответствующих потребностям и покупательской способности.
Другими словами, рыночный спрос является скорее не фиксированной величиной, а функцией исходных переменных. Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов:
Дх = f (Tx, Y, Px, Py, P, W, F), (1)
где Дх – спрос на товар;
Тх – потребность покупателя в данном товаре;
У – доход потребителя;
Рх – цена на этот товар;
Ру – цена товара-заменителя;
Р – цена на дополняющий товар;
W – уровень благосостояния, т.е. покупательская способность потребителя;
F – мнение потребителя относительно перспектив его экономического благосостояния.
17.Методические подходы к изучению товарной политики (вопрос-ответ)
18. методика проведения фокус-группы (вопрос-ответ)
Фокус-группа. Фокусирование (фокус-группа)— это форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей.
Эта неформальная дискуссия длится 1,5-2 часа. Обсуждение записывается на видео- и аудиопленку.
Характеристика метода фокус-групп
«+» ф-г:
1. Групповое взаимодействие позволяет выяснить разные точки зрения, создает предпосылки для высказывания ответных аргументов;
2. Достигается оптимальное сочетание временных и финансовых затрат для получения качественной информации от большого количества людей;
3. Возможность свободно высказываться и дискутировать положительно влияет на качество и глубину получаемой информации;
4. В процессе группового общения снимаются психологические барьеры, легче выражаются эмоциональные реакции;
5. Снимается противопоставление исследователя и респондента, поскольку влияние модератора компенсируется групповой сплоченностью.
«-» ф-г:
1. Результаты исследования зависят от квалификации модератора;
2. Групповое взаимодействие может повлиять на мнения неуверенных в себе участников;
3. Собственное мнение респондента может быть подменено на традиционно одобряемый общественным мнением вариант;
4. Результаты предварительного тестирования носят ограниченный характер;
5. Требуются специальное помещение и оборудование;
6. Характеристики респондентов могут быть препятствием для их группового взаимодействия (например представители конкурирующих фирм);
7. Не все темы могут одинаково активно обсуждаться в группе;
8. Могут возникнуть сложности с одновременным присутствием всех членов группы;
Процесс проведения фокус-групп:
1. Подготовительный этап:
Определение цели и задач фокус-группы;
Подготовка плана проведения фокус-группы;
Подготовка исследовательской команды;
Набор респондентов.
2. Полевой этап:
Проведение фокус-групп;
Корректировка плана сбора информации.
3. Аналитический этап:
Расшифровка аудио- и видеозаписей;
Составление отчета о проведении фокус-группы.
Методика ведения фокус-группы:
Область воздействия | Полезные приемы |
Активизация дискуссии | Размещение неразговорчивых участников за столом непосредственно перед модератором Подчеркивание важности высказываний каждого, участника Повторение высказываний любого из участников с вопросительной интонацией Сравнения, использование приемов ассоциативного мышления или проекционных методов в целях эмоционального раскрепощения респондентов Соблюдение правила «пятисекундной паузы» в целях «подталкивания» выступающего к пояснениям или других участников к инициированию высказываний. Для уточнения высказываний модератор может задать вопрос: «Что вы подразумеваете под этим?» |
Сглаживание молчания | Выжидательная позиция при возникшем молчании в связи с обдумыванием ответа Обращение с вопросом к участникам поименно или предложение высказываться каждому по часовой стрелке, если молчание «зависло» из-за низкой активности респондентов. |
Последовательность обсуждения | Отступление от жесткого сценария, постоянная импровизация в русле обсуждения проблематики фокус-группы Настойчивый возврат дискуссии к исходной теме в случае переключения участников на малозначимые для исследования вопросы |
19.Виды качественных исследований (вопрос-ответ)