Цель, задачи и методы экономического анализа
Экономический анализ является самостоятельной отраслью науки, имеющую свои предметы и объекты исследования, свои методики, свою целевую направленность. Экономический анализ подразумевает под собой всестороннее исследование факторов, резервов, ключевых показателей деятельности фирмы с целью полной оценки его экономического состояния и выявления наиболее оптимальных путей экономического роста.
Предмет экономического анализа – это те экономические процессы, которые имеют место быть в исследуемой организации, в её структурных подразделениях. Также экономический анализ не позволяет упустить из виду причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, которые влияют на компанию.
Объектами экономического анализа принято считать хозяйствующие субъекты экономики и их хозяйственную систему во взаимодействии с внешней средой.
Конечной целью экономического анализа конкретно для компании OCS, является повышение результативности и эффективности предприятия, повышение его рентабельности, решение внутренних хозяйственных проблем. Также к целям я бы отнесла выявление неиспользованных ресурсов, нахождение альтернативных путей развития компании.
К основополагающим задачам экономического анализа относятся:
1) Определение реальной эффективности использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
2) Выявление хозяйственных резервов, определение возможных методов их дальнейшего использования.
3) Научная обоснованность нормативов и планов при их разработке и утверждении.
4) Всестороннее исследование и контроль за выполнением нормативов и планов перевозок в процессе работы компании.
5) Совершенствование систем управления и логистики, что очень важно для транспортной компании.
Методы экономического анализа можно разделить на 4 основные группы.
Рисунок 1. Классификация методов экономического анализа.
Классификацию методов экономического анализа можно построить, сформировав из них четыре группы по использованию в них критерия оптимальности:
1) Традиционные методы экономического анализа, которые не имеют
критерия оптимальности, а только показывают изменения анализируемого показателя в динамике под действием различных факторов. К традиционным относятся статистические, бухгалтерские, графические методы.
2) Экономико-математические методы экономического анализа, которые
имеют критерий оптимальности и гарантируют его выполнение. К ним относятся так называемые методы элементарной математики, классические методы математического анализа, методы математического программирования, математическая теория оптимальных процессов.
3) Эвристические методы, которые не имеют в явном виде критерия
оптимальности, но подразумевающие его. Они включают в себя так называемый метод «мозгового штурма», представляющий собой опрос специалистов о предлагаемом решении какой-либо поставленной задачи. Ответы могут быть любыми, порой удивительными, на первый взгляд. В поиске решения может участвовать группа или даже большой коллектив специалистов. Создается атмосфера, когда без ответственности за предлагаемое решение и без стеснения каждый участник предлагает свое решение поставленной задачи. В результате организатором этого опроса выбирается лучшее решение. Также к эвристическим относится метод экспертных оценок. Он заключается в том, что каждый специалист-эксперт оценивает предлагаемые ему решения. Эти решения могут быть оценены в баллах по десятибалльной или по какой-либо другой системе. Участвует в этом эксперименте группа или коллектив специалистов. Им предлагаются проекты вариантов возможных решений. В конечном итоге выбирается вариант решения по среднему взвешенному показателю.
4) Психологические методы анализа экономических ситуаций и проектов, в которых критерий оптимальности в явном виде не присутствует, но подразумевается. Они включают в себя психологию покупателя и продавца в рамках закона спроса и предложения, анализ технико-экономических, экономических ситуаций с позиции психологии.
По полученным результатам методы экономического анализа можно разделить на точные (те, в которых есть расчет) и приближенные.
Так как область экономического анализа подразумевает под собой большой спектр деятельности на различных уровнях и в определенных сферах, он может проявляться в характерных видах для заданных условий.
Рисунок 2. Виды экономического анализа и их взаимосвязь.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономический анализ необходим для того, чтобы оценить, эффективно ли используются и распределяются ресурсы компании. Он необходим для того, чтобы можно было экономически грамотно определить эффективность деятельности предприятия, выявить дополнительные факторы увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств. Особенно актуально это в случае исследуемой мной компании «О-Си-Эс Дистрибьюшн»: принимаемые управленческие решения должны помочь компании поддержать оптимальный уровень функционирования фирмы.