Лекция 1.Финансы: сущность и функции. Общая характеристика государственных финансов

1. Финансы: сущность, признаки и свойства.

2. Возникновение и история финансов, их социально-экономическая необходимость.

3. Содержание государственных финансов.

4. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.

1. Финансы: сущность, признаки и свойства.Финансы (от лат. finansia – доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность финансов и закономерности их развития, роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономической системой общества, природой и функциями государства. Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы – это не деньги, а система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Основные признаки финансов:

1) финансы носят денежный характер (однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары);

2) финансовые отношения носят распределительный характер;

3) финансовые отношения всегда выражают движение денежной формы стоимости;

4) финансовые отношения связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Признаки централизованных финансов:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта, в его денежной форме.Централизованные финансы состоят из государственных и местных финансов. В свою очередь государственные и местные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, фирм, организаций и учреждений, домашних хозяйств. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы. Часть их ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

2. Возникновение и история финансов, их социально-экономическая необходимость. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различных натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами были поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия: государственные финансы; государственный бюджет; государственный кредит.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI–XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. В конце XIX в. почти во всех развивающихся странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополий, слиянием государства с монополиями. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвовало в процессах производства, распределения и использования общественного продукта.

В послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно, и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении. Следует отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX в. и началом XX в. понизился и существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Страны Европейского союза (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

Современной тенденцией является появление новых государственных расходов: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам. Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местный бюджеты. В XX в. возросло значение прямых налогов и главного среди них – подоходного налога с физических лиц. Второй крупный прямой налог – налог на прибыль корпораций. Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие возрастающих расходов государства. Бюджеты большинства стран после Второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили: местные (региональные) финансы; внебюджетные специальные правительственные фонды; финансы государственных предприятий. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой получила широкое развитие. Выпуск акций – одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение.

3. Содержание государственных финансов.В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от фр. «budget» – кожаная сумка, мешок) – фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, области, района, города, организации или домохозяйства и составляется на определенный период времени.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики.

Совокупность входящих в государственный бюджет организационных структур образует бюджетную систему. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая законодательством совокупность государственного бюджета, региональных и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда факторов. Объективными факторами являются преобладающая форма собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Субъективные факторы – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство.

Принципы бюджетной системы:

1) единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы;

2) полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;

3) реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

4) гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в СМИ.

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному (государственному) бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода. Как экономический документ этот бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах проявляется тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Государственный консолидируемый бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, областей, районов). Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

4. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение. Государственные расходы – часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся для расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Специфическим видом государственных расходов в рыночной экономике являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий, техническому переоснащению отраслей, проведению инвестиционной политики, проведению природоохранных мероприятий, распространению экологически чистых технологий.

Постепенно растут государственные расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства. Необходимость обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном регулировании социальных процессов вызывает рост соответствующих государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть государственных расходов социального характера – примерно 3/4 их общего объема – финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа, обеспечивают воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, расходуются на пособия по безработице и т. д.

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы на содержание управленческих структур. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

Организационное построение системы государственных расходов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством: целевое направление средств; безвозвратность расходования государственных ресурсов; соблюдение режима экономии.

Наши рекомендации