Тема 2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.

1. Финансы как экономическая категория

2. Функции финансов

3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

-1-

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяй­ственной жизни, как государство.

Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, кото­рые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных блат, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизован­ные денежные фонды государства.

Эти фонды государство ис­пользовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всею национального ВВП.

Финансы как экономическая категория пред­ставляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перерас­пределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

В современном пониманиигосударственные и муниципальныефинансы представляют собой систе­му денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определя­ются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоя­тельством, что финансы — это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут рас­полагать государство.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, су­щественно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции пере­распределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением создан­ного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспро­изводственного процесса, главным образом через налоги и госу­дарственное финансирование.

-2-

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функ­ции. Финансы выполняют основные функции:

- распредели­тельную

- контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределе­нием стоимости произведенного общественного продукта, фор­мированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные до­ходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств произ­водства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы ма­териального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нор­мально функционировать. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

- наличием наряду с производственной непроизводственной сфе­ры, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т.п.);

- дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

- неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются:

- доходы государства;

- доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;

- на­селение получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты;

- территории и предприятия — дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Контрольная функция финансов тесно связана с распредели­тельной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспре­деление совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правиль­но было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется входе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильно­стью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уп­латы. процентов по долгам государства и т.п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяй­ствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпри­нимательской деятельности. Для бюджетной сферы — это контроль, за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевремен­ностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то речь идёт прежде всего о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевремен­ности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и пла­тежей между предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирова­ние предпринимательской деятельности, рациональное исполь­зование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

-3-

Вес перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.

Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленнаядеятельность государства, связан­ная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций.

Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуще­ствляемых государством;

2)установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функциониро­вания хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельно­сти государства. Но в то же время она тесно связана с любым дру­гим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финан­совыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оцен­ки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что, в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Финансовая политика государства включает следующие эле­менты:

1) бюджетная политика;

2) налоговая политика;

3) ценовая политика;

4) кредитно-денежная политика;

5) таможенная политика;

6) политика внешних и внутренних заимствований;

7) политика в области международных финансов.

Центральное место в финансовой политике любого государства

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного ме­ханизма. Он включает:

- совокупность организационных форм финансовых отноше­ний;

- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

- методы финансового планирования;

- формы управления финансами и финансовой системой;

- финансовое законодательство.

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной и исполнительной власти.

Наши рекомендации