Сущность и функции государственных финансов

Важнейшим звеном финансовой системы являются государ­ственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Кон­ституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по по-24

воду распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном раз­мере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы феде­ральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).

Схема 1

Государственные и муниципальные финансы

Финансы

федеральных

органов власти

Финансы органов власти субъектов РФ

Финансы органов местного самоуправления



Федеральный бюджет

Ф

Внебюджетные фонды государства

Ф

Государственный кредит

Ф

Финансы казенных

и государственных

унитарных

предприятий

Бюджеты субъектов РФ

Ф

Внебюджетные фонды субъектов РФ

Ф

Кредит субъектов РФ

Ф

Финансы

государственных

унитарных предприятий

субъекта РФ

Муниципальные бюджеты

ф

Внебюджетные фонды местных органов власти

Ф

Муниципальный кредит

Ф

Финансы

муниципальных

унитарных предприятий

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов глав­ным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уров­ней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития раз­личных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности




бюджетов существуетсистема перераспределениясредств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важнуюэкономическую, социальную, политическую роль ивыполняют несколько функций.

Прежде всегоэто функция перераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общего­сударственных потребностей. Функция перераспределения осуще­ствляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатомявляется:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрас­ли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельскоехозяйство);

1) содержание за счетбюджета учреждений непроизводствен­ной сферы;

3 ) перераспределение доходов м е ж д у различными социальными i руппами населения;

4) перераспределение доходов между различными территори-альными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Б ю д ж е т н ы й фондобразуется за с ч е тналогов, займов, доходов отгосударственной собственности.Через налоги государствоможет либо сдерживать экономическую активность и частноепотребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов,производительное использование к о т о р ы х м о ж е т стиму­лироватьрост национальною дохода, а непроизводительноеот­влекать и без того дефицитныересурсы на выплатупроцентов но долгам. Формирование государственной собственности способ­ствуетразвитию инфраструктуры и сферыобщественных услуг, необходимых для нормального функционирования националь­ногохозяйства и обеспечения доступности общественныхблаг для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферыобщественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводитк снижению их уровня жизни.

Использованиебюджетного фонда осуществляется через це­левые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйству­ющий субъект, учитывает экономические интересы всех участни-26

ков воспроизводственного процесса путем распределения бюджет­ных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хо­зяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен ока­зывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершен­ствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложе­ния прибыли от реализации новых видов продукции и тому подоб­ные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финан­совые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в рас­пределении бюджетных средств, эффективно ли они используют­ся. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следу­ющим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизо­ванных фондов денежных средств с учетом потребностей произ­водственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием фи­нансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления пла­новых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение эко­номических процессов, протекающих в структурных звеньях эко-

номики.Благодаря этому бюджет может «сигнализировать»о том. как поступают враспоряжение государства финансовыересурсы отразных субъектов хозяйствования, соответствует лиразмер цен­трализуемыхресурсов государства объему его потребностей.

Широкоепонимание контрольной функции государственных и муниципальныхфинансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленнымицелями и установленными критериями. Таким образом, речь идето реали­зации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговремен­ное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Наши рекомендации