Охарактеризуйте основные функции менеджмента

Планирование – с помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства наиболее эффективные методы для достижения целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды.

Организация – эта функция формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Руководство – обеспечивает нормальное протекание производственных и управленческих процессов. Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять.

Координация – управ. деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

Мотивация - связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Охарактеризуйте этапы планирования в системе управления организацией.

Планирование – это разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата.

Этап 1. Целеполагаение (формулирование целей). Это самые трудный, но самый важный этап планирования, так как определяются цели организации, то, что необходимо достичь.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Определяется наиболее целесообразный и лучший путь достижения поставленных целей.

Этап 3. План выполнения необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

Этап 4. Составление плана работ (плана мероприятий). Определение порядка намеченных на предыдущем этапе действий при условии их взаимосвязи между собой.

Этап 5. Анализ ресурсов. На этом этапе важно определить, какие временные, материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана.

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Главное определить, какие есть возможности улучшения плана, возникшее в ходе его разработки.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, согласовать между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Так же важно определить, кто будет отвечать за отдельные участки работы.

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимые изменений в случае необходимости. Важно грамотно осуществлять процесс контроля и оперативно реагировать на происходящие изменения.

Выявите различие между видами планов.

Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

По срокам исполнения: оперативно-календарные; текущие; среднесрочные; долгосрочные; стратегические.

По функциям назначения: производственные (изготовление продукции); коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия); инвестиционные и способствующие техническому развитию производства; планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

По уровням управления предприятием: бщефирменные; цеховые; планы работ функциональных отделов и лабораторий; планы работ участков и бригад.

По видам изделий и работ, в том числе по продукции: освоенной производством; находящейся в процессе освоения; проектируемой с учетом освоения в будущем

9. Раскройте суть понятия «организация» как функции менеджмента.

Организация – эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

При реализации функции организации условно выделяют три важных аспекта: 1) построение организационной структуры управления: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций; 2) определение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных). При решении данного вопроса должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц; 3) обеспечение этих взаимоотношений – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительских актов.

Реализацией этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.

10. Раскройте суть понятия «мотивация» как функции менеджмента.

Функция мотивациисостоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Она направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждений за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

В известной степени в основе мотивации лежат потребности, которые проявляются, когда человек ощущает недостаток чего-либо. Мотивация предполагает вознаграждение. Под ним подразумевается все то, что человек считает ценным для себя. Вознаграждения подразделяют на внешние и внутренние. Внешние вознаграждения предоставляются администрацией. Это могут быть деньги, подарок, продвижение по службе. Внутренние вознаграждения связаны с удовлетворением от выполнения работы, трудовыми успехами, радостью общения.

Система мотивации – это эффективный инструмент менеджера. Чтобы управлять текущей ситуацией, непосредственный руководитель должен гибко и оперативно менять механизмы мотивации, подстраиваясь под текущие условия и задачи. Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей и творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцировано, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника.

11. Раскройте суть понятия «контроль» как функции менеджмента.

В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Существует три аспекта управленческого контроля: 1) установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования; 2) измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; 3) подготовка необходимых корректирующих действий;

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Использование механизмов контроля позволяет обнаружить ошибки и пробле­мы, возникающие в процессе выполнения работ, и, соответственно, скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Контроль помогает также определить, какие именно из применяемых способов дос­тижения целей оказались наиболее эффективными и какие - неудачными и, таким образом, фирмы определяют, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность.

Наши рекомендации