Основные формы привлечения заемного капитала
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).
Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.
Заемные средства с хозяйственной точки зрения являются источником имущества (актива), а с юридической − долгом предприятия. Они включают:
1) долгосрочные обязательства −непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 мес. после отчетной даты. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
2) краткосрочные обязательства, отражаемые в разделе V баланса − суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течение 12 мес. после отчетной даты. К ним относятся вес формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.
Кредит - ссудную операцию в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.
В силу своей простоты и доступности привлечение средств при помощи векселя является достаточно распространенной практикой наряду с кредитованием. Как и обычный кредит, вексель
используется чаще всего для краткосрочного финансирования − до года.
Предприятие может выпустить его само или использовать для финансирования банковский вексель. Этой ценной бумагой можно расплатиться с поставщиком товаров и услуг, который, в свою очередь, может либо дождаться ее погашения, либо расплатиться им со своими контрагентами. Вексель, выпущенный для обеспечения работоспособности этой схемы, называется товарным. Естественно, что за отсрочку платежа поставщик потребует вознаграждение. Им, как правило, является дисконт по векселю − разница между полученной суммой и суммой, зафиксированной в векселе в виде долга. Проценты, уплачиваемые за пользование средствами, близки по размеру к стоимости банковских кредитов.
Еще одним способом получения заемных средств является выпуск облигационного займа. Облигация − это долговая эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Операция «репо» является разновидностью товарно-денежного кредитования с использованием залога. По первому соглашению одна сторона продает другой ценные бумаги, одновременно принимая на себя обязательства по их выкупу через определенный срок по установленной цене. Этому обязательству по выкупу соответствует встречное обязательство другой стороны по продаже бумаг. Все условия должны быть зафиксированы в договоре. Проценты за пользование денежными средствами или бумагами уплачиваются либо явно, либо в виде разницы цен между покупкой и продажей ценных бумаг.
Лизинг. Если предыдущие способы заимствования предназначены либо для привлечения денежных средств (кредиты, векселя, облигации), либо на оплату сырья (векселя), то финансовая аренда позволяет получить в долг основные средства производства. Смысл лизинга заключается в том, что дорогостоящие средства производства, приносящие высокую добавленную стоимость, становятся более доступными и начинают работать на вас до того, как будет произведена полная их оплата. Суть лизинговой сделки заключается в следующем: арендодатель предоставляет вам на основании договора в долгосрочную аренду оборудование. Средства на его приобретение, за исключением первоначального взноса, который, как правило, составляет около 30 % от его стоимости, лизинговая компания находит сама. В дальнейшем происходят поставка и монтаж выбранного оборудования, но до окончания выплат, предусмотренных договором, оно будет числиться на балансе у лизингодателя. С этого момента вы будете получать прибыль от его использования, уплачивая за аренду платежи. По истечении срока действия договора и окончания выплат оборудование переходит на баланс лизингополучателя.
Опцион. Выпуск этого инструмента позволяет привлечь средства в качестве премии, уплачиваемой по нему. Опционы бывают двух типов: call и put. Первые дают право покупателю, заплатившему премию по опциону, приобрести что-либо (предмет опциона) в будущем по заранее оговоренной цене. Второй тип предоставляет собой то же самое право, только продажи. При этом покупатель опциона может отказаться от сделки − в этом случае он лишь теряет уплаченную премию. Опционы также бывают двух видов − европейский и американский. Оба вида предполагают наличие точного срока исполнения − совершения оговоренной в нем сделки, однако если европейский тип подразумевает непосредственно этот срок, то американский − любое время с момента покупки опциона до срока его исполнения. Поэтому продавец должен точно указывать в договоре, какой вид опциона он продает покупателю. Предметом опциона выступает обязанность совершить сделку по определенной цене. Соответственно предметом сделки может выступать какой угодно товар или актив. Предприятие может получать средства, реализуя опционы своим контрагентам на покупку его продукции или, наоборот, на закупку сырья.
Франчайзинг. В долг можно получить не только денежные средства, основные или оборотные активы, но и активы нематериальные. Напомним, что к ним относятся патенты, товарные знаки, технологии и т. д. Покупка франшизы (права пользования нематериальными активами) дает право их использования на протяжении определенного периода времени. Для компании, реализующей франшизу, франчайзинг − это способ быстрого распространения бизнеса. Для ее покупателя − один из способов стать владельцем бизнеса или расширить его.
Финансовое планирование
Объектом финансового планирования является капитал (финансовые ресурсы или фонды), непрерывный кругооборот которого (привлечение капитала и его инвестирование) полностью определяет степень финансового благополучия предприятия. Еще одним объектом финансового планирования являются денежные потоки, обеспечивающие капиталу необходимый уровень ликвидности – способности быстро трансформироваться в такие активы, использование которых обещает предприятию получение максимальной экономической выгоды в будущем
По масштабу охватываемого планированием календарного периода различают стратегическое, краткосрочное (годовое) и оперативное финансовое планирование. Стратегическое финансовое планирование является неотъемлемой частью стратегического менеджмента, оно тесно связано с изучением основных макроэкономических тенденций, выработкой долгосрочной маркетинговой, инвестиционной, дивидендной политики предприятия. Результатом такого планирования является стратегия развития предприятия, включающая в себя основные финансовые пропорции, используемые в ходе разработки краткосрочных планов. Фундамент финансовой стратегии составляет набор инвестиционных проектов, в которых детально прорабатываются конкретные направления вложения капитала. Каждый инвестиционный проект включает в себя развернутый бизнес-план, заключительной частью которого является финансовый план, обосновывающий экономическую эффективность инвестиций.
Оперативное финансовое планирование находится на другом полюсе: оно практически смыкается с оперативным менеджментом и системой финансового контроля. Важнейшие задачи этого вида финансового планирования: обеспечение бесперебойной текущей деятельности предприятия, поддержание его ликвидности и платежеспособности, предотвращение финансовых потерь.
Между двумя этими полюсами находится краткосрочное годовое финансовое планирование, в котором наиболее полно проявляется специфика финансов как самостоятельного вида деятельности. Конкретизируя стратегические прогнозы, годовой финансовый план (бюджет) дает руководству предприятия четкие количественные ориентиры, на достижение которых должна быть нацелена деятельность предприятия в предстоящем году. Преемственность стратегического и краткосрочного финансового планирования обеспечивается включением в состав годового бюджета плана капвложений: расчета общего объема долгосрочных инвестиций, приходящихся на планируемый год.
Балансовая увязка показателей финансового плана гарантирует предприятию стабильное положение в случае достижения плановых значений этих показателей. С другой стороны, отклонение хотя бы по одному из показателей порождает целую цепочку диспропорций, которые могут обернуться потерей финансовой устойчивости. Поэтому, важнейшим свойством краткосрочных финансовых планов должна быть их гибкость, то есть способность быстро реагировать на изменения во внешних и внутренних условиях и возможность полного пересчета плана при выявлении значительных отклонений по наиболее важным параметрам.
Такая гибкость финансового планирования недостижима, если пытаться жестко запланировать все самые мельчайшие детали работы предприятия на год вперед. Необходима система наиболее важных показателей, в достаточной степени агрегированных, чтобы не зависеть от случайных несущественных колебаний. Известно, что наиболее полно такие показатели отражаются в годовой финансовой отчетности предприятия или могут быть рассчитаны по ее данным. Логично предположить, что состав и структура годового финансового плана должны быть идентичны содержанию годового отчета., такая сопоставимость плановых и отчетных данных только увеличивает возможности контроля.
Поэтому процесс краткосрочного финансового планирования может быть определен как моделирование основных финансовых отчетов. В ходе моделирования финансовый менеджер руководствуется внутренней логикой бизнесс-процессов, что позволяет избежать противоречий и неувязок. Например, объем расходов на закупку материалов должен соответствовать планируемому объему производства изделий, нормам производственного потребления материальных ресурсов и обеспечивать оптимальный уровень запасов. Данные соотношения должны учитываться при планировании как финансовых результатов работы (прибыли и рентабельности) предприятия, так и его денежных потоков. Кроме этого, они будут оказывать непосредственное влияние на состояние оборотных активов.
Игнорирование подобных закономерностей приводит к разбалансированности финансовых планов – предприятие может спрогнозировать получение дополнительной прибыли за счет расширения масштабов своей деятельности, однако из-за неучтенной потребности в увеличении запасов у него возникнет дефицит денежных средств. Для покрытия этого дефицита ему придется уже в ходе реализации плана прибегать к источникам внешнего финансирования, например привлекать незапланированные банковские ссуды. Плата за дополнительно привлекаемый капитал увеличит издержки и снизит прибыль предприятия. В худшем случае временный дефицит наличности может превратиться в хронический и привести предприятие к банкротству.
Одним из методов обеспечения гибкости планирования является составление скользящих планов – т.е. периодический пересмотр плановых показателей с тем, чтобы обеспечить неизменный горизонт планирования, период времени, охватываемый планом. Например, предприятие может 1 раз в декаду пересматривать квартальный финансовый план, следовательно оно будет постоянно располагать плановыми данными на три месяца вперед. Но применение этого и любого другого технического способа оправдывает себя только тогда, когда подсистема финансового планирования предприятия в целом имеет перед собой четко поставленные задачи и не растворяется в других подсистемах управления.
К основным задачам краткосрочного финансового планирования следует отнести:
- полный учет долгосрочных целей и пропорций, предусмотренных стратегией развития предприятия;
- обеспечение финансовыми ресурсами всех мероприятий, заложенных в годовые производственно-технические планы;
- синхронизация и оптимизация совокупных денежных потоков предприятия, снижение издержек по привлечению финансовых ресурсов
- достижение сопоставимости финансовых планов с официальной отчетностью предприятия для обеспечения своевременного контроля и анализа хода выполнения плана;
- обеспечение взаимосвязи и непротиворечивости данных годового и оперативного финансового планирования как важнейшего условия непрерывности процесса управления финансами.