Тема 3. Политика привлечения заемного капитала

· Сущность политики привлечения заемных средств.

· Основные этапы разработки политики привлечения заемных средств.

Политика привлечения заемных средств – часть общей финансовой стратегии, заключающаяся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностью развития предприятия.

Основные этапы разработки политики привлечения заемного капитала:

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде;

2. Определение целей привлечения заемного капитала в предстоящем периоде;

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств;

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на долгосрочной и краткосрочной основе;

6. Определение форм привлечения заемных средств;

7. Определение состава основных кредиторов;

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов;

9. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов;

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

Виды кредитов:

1. Банковский кредит. Предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия. Обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном и других счетах в этом банке. Этот кредит является «самоликвидирующимся», так как хозяйственная операция, под которую он получается, генерирует при своем завершении денежный поток, достаточный для его погашения. Предоставляется такой кредит на кратковременный срок. Стоимость банковского кредита определяется по формуле: ПКб х (1-СНп)

СБК = 1 – ЗПб,

где ПКб – ставка процента за банковский кредит,

СНп – ставка налога на прибыль,

ЗПб – уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме.

2. Товарный кредит. Представляет собой форму отсрочки платежа за поставленное предприятием сырье, материалы или товары.

Виды товарного кредита:

1. С отсрочкой платежа по условиям контракта;

2. С оформлением задолженности векселем;

3. По открытому счету;

4. В форме консигнации (расчеты по внешнеэкономическому договору после реализации товара).

Стоимость товарного кредита определяется по формуле:

СТКк = (ЦСх360) х (1- СНп)

ПО ,

где ЦС – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию,

СНп – ставка налога на прибыль,

ПО – период предоставления отсрочки платежа за продукцию

3. Финансовый лизинг (финансовая аренда). Арендодатель покупает арендатору материальные ценности, которые сразу переходят на баланс арендатора и он ими пользуется, платя за это арендодателю соответствующую, оговоренную договором плату. Материальные ценности обязательно выкупаются арендатором.

Стоимость финансового лизинга определяется по формуле:

СФЛ = (ЛС-НА)х (1-СНп)

1-ЗПфл ,

где ЛС – годовая лизинговая ставка,

НА – годовая норма амортизации актива, привлеченного по лизингу,

СНп – ставка налога на прибыль,

ЗПфл – уровень расходов по привлечению финансового лизинга к стоимости актива.

4. Облигационные займы. Средства от размещения облигаций направляются предприятием на финансирование своего стратегического развития.

Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии акций:

СОЗк = СКх (1-СНп)

1-Эзо ,

где СК – ставка купонного процента по облигациям,

СНп – ставкак налога на прибыль,

Эзо – уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии.

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал пери различной доле использования заемных средств. Называется эффектом финансового левериджа.

ЭФЛ = (1 – Снп) * (КВРа – ПК) * ЗК/СК,

где Снп – ставка налога на прибыль

КВРа – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости активов)

ПК – проценты за предоставляемый кредит

ЗК – стоимость заемного капитала

СК – стоимость собственного капитала.

Вопросы для самоконтроля

1. Коммерческий кредит.

2. Банковский кредит

3. Финансовый леверидж.

Тесты

1. Финансовый леверидж отражает

а. Степень рентабельности собственного капитала при привлечении заемных средств.

б. Степень увеличения прибыли за счет изменения выручки.

в. Уровень предпринимательского риска.

2. Финансовый лизинг – это

а. Сделка направленная на минимизацию коммерческих рисков.

б. Финансовая аренда.

в. Способ кредитования.

3. Консигнация

а. Расчеты с поставщиками продукции.

б. Расчеты по внешнеэкономическому договору после реализации товара

в. Финансовая аренда.

4. Товарный кредит.

а. Представляет собой форму отсрочки платежа за поставленное предприятием

сырье, материалы или товары.

б. Расчеты по внешнеэкономическому договору после реализации товара

в. Денежный кредит

5. Банковский кредит является

а. краткосрочным кредитом

б. долгосрочным кредитом

в. кредитом, предоставляемым как на долгосрочной так и на краткосрочной основе

Наши рекомендации