Анализ доходов и расходов бюджета Чеченской Республики
В состав консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 году входили: 1 – республиканский бюджет, 15 – бюджетов муниципальных районов, 2 – бюджета городских округов, 219 – поселенческих бюджетов. Итого 237 обособленных бюджетов (без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов).
Правовым основанием расходования бюджетных средств в 2014 финансовом году был Закон Чеченской Республики от 31.12.2013г. №44-РЗ «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а также 236 решений о бюджетах муниципальных образований.
Исполнение республиканского бюджета Чеченской Республики, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Чеченской Республики, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2015 год выглядит в общих чертах следующим образом:
Доходная часть исполнена на 97,9%, а расходная соответственно на 96,2%.
Объем налоговых и неналоговых поступлений в расчете на душу населения составил 9 370,6 рублей и по отношению к предыдущему году увеличился на 103,0%.
Рост собственных доходов был обусловлен увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц – 8 597,2 млн. рублей и по налогу на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 2 160,1 млн. рублей
Таблица 1 Анализ динамики исполнения консолидированного бюджета ЧР за 2012-2015гг.
(тыс.руб)
вид | 2012г. | 2013г. | 2014г. | Отклонение 2013г. от 2012г. | Отклонение 2014г. от 2014г.г. | Темп роста 2013/ 2012гг. | Темп роста 2014/ 2013гг. |
Всего доходов | 73 248 544,4 | 78 303 356,2 | 79 673 820,8 | 5 054 811,80 | 1 370 464,60 | 107,3 | 102,4 |
Всего расходов | 75 515 793,3 | 77 531 881,5 | 83 503 342,1 | 2 016 088,20 | 5 971 460,60 | 103,2 | 108,0 |
Кассовое исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики по доходам за 2015 год составило 97,9% (за 2013 год – 98,5%). Согласно утвержденной отчетности, сумма исполнения равна 69 млрд. 688,7 млн. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам исполнение составляет 12 млрд. 840,3 млн. рублей, по безвозмездным поступлениям 56 млрд. 848,5 млн. рублей.
Среднемесячные поступления по налоговым и неналоговым доходам за отчетный период составили 1 млрд. 070,0 млн. рублей и по сравнению с 2013 годом увеличились на 4,8%.
Основной удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2015 году занимали: налог на доходы физических лиц – 68,7%; налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 17,3%; налог на имущество – 7,4%; налог на прибыль организаций – 3,8%. На эти налоги приходится 97,2% всей суммы налоговых и неналоговых поступлений консолидированного бюджета Чеченской Республики, поступивших в 2015 году.
Доходы бюджета. Экономическое содержание доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики о налогах и сборах, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Основными бюджетообразующими налогами ЧР являются:
- налог на имущество;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль, доходы;
- налог на товары (работы, услуги),реализуемы на территории РФ.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
· доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, в том числе штрафы, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Чеченской Республике, муниципальным образованиям, а также иные принудительно взыскиваемые суммы;
· средства самообложения граждан;
· иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
§ дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
§ субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
§ субвенции из федерального бюджета и (или) из республиканского бюджета Чеченской Республики;
§ иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
§ безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;
Таблица 2. Анализ динамики основных доходных источников консолидированного бюджета
(млн. руб.)
Наименование показателей | 2014г. | Уд.вес | 2015г. | Уд.вес | Темпы роста |
Налоговые и неналоговые доходы | 8 373,2 | 50,9% | 8 908,7 | 51,4% | 106,4 |
Налог на прибыль организаций | 359,1 | 2,2% | 377,0 | 2,2% | 104,9 |
Налог на доходы физических лиц | 5 141,3 | 31,3% | 5 749,7 | 33,2% | 111,8 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 1 847,5 | 11,2% | 1 613,5 | 9,3% | 87,3 |
Налоги на имущество | 721,7 | 4,4% | 684,7 | 4,0% | 94,9 |
Всего доходов | 16 442,80 | 100% | 17 333,60 | 100% |
Увеличение показателей налоговых и неналоговых доходов оценивается как положительный результат. Мы можем сделать вывод, что причиной увеличения налоговых доходов послужило развитие предпринимательской, коммерческой деятельности в Чеченской Республике. А развитие коммерческой деятельности подразумевает увеличение рабочих мест, снижение безработицы и много других положительных результатов. Так же в данную статью включаются пении и штрафы. Рост налоговых поступлений связан с эффективностью экономической политики, реализуемой на территории Чеченской Республики.
Неналоговые доходы на заданный период увеличились на 390 млн.349 тыс. рублей. Это увеличение может означает, что государственное и муниципальное имущество приносит доход, который по нашим расчетам еще и увеличивается, а значит хорошо используется. Здания, сооружения, имущество которое находится в собственности у государства, государство сдает в аренду. Так же результатом увеличения данной статьи могло послужить доходы от продажи государственного имущества; доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета; Дивиденды по акциям находящимся в собственности государства или муниципалитета, хотя РЦБ и не развит в нашей республике.
Увеличение безвозмездных и безвозвратных поступлений, на мой взгляд, нельзя назвать положительным. Так как в данную статью входят денежные средства, которые предоставляются нашей республике из-за нехватки собственных средств, поскольку бюджет дефицитный.
Расходы бюджета. Классификация и организация бюджетных расходов. Финансирование социальной сферы. Финансирование управлением дефицитом
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
К бюджетным расходам относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг, социальное обеспечение населения, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставление межбюджетных трансфертов, обслуживание государственного (муниципального) долга, исполнение судебных актов по искам к Чеченской Республике, о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу.
Классификация расходов бюджетов (далее - классификация расходов) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация расходов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака, раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.
Разделы, подразделы. Классификация расходов бюджетов содержит четырнадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы ста подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.
Перечни целевых статей, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Исключением являются перечни целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий. Указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета.
Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Перечни видов расходов, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Консолидированный бюджет Чеченской Республики за 2015 год по расходам исполнен на 96,2%. Суммарный кассовый расход составляет 71 млрд. 758,9 млн. рублей.
Таблица 3. Анализ динамики и структуры расходов консолидированного бюджета
(млн.руб)
Наименование показателей | 2013г. | 2014г. | 2015г. | Отклонение 2015г. от 2014г. | Темп роста 2015г./2014г. |
Общегосударственные вопросы | 7 996,0 | 6 010,8 | 4 089,1 | -1 921,70 | 68,0 |
Национальная экономика | 11 213,1 | 11 150,6 | 5 370,6 | -5 780,00 | 48,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 8 234,1 | 3 673,5 | 2 414,0 | -1 259,50 | 65,7 |
Социальные расходы – всего | 49 496,4 | 44 175,4 | 50 571,4 | 6 396,00 | 114,5 |
Расходы бюджета – всего | 77 531,9 | 65 694,7 | 64 117,3 | -1 577,40 | 97,6 |
По сравнению с 2013 годом расходы консолидированного бюджета выросли на 9,2%, как следствие снижения расходов по таким статьям как: Общегосударственные вопросы на 32,0% Национальная оборона на 51,8% Социальные расходы возросли на 14,5% возросли расходы
Существенные увеличения объемов расходов консолидированного бюджета, в сравнении с аналогичными показателями на 2014 год, произошли в связи с тем, что представленный расчетный объем расходов консолидированного бюджета на 2015 год в отраслях образования, культуры, здравоохранения, социальной политики рассчитан в соответствии с утвержденными планами мероприятий по реализации указов Президента РФ 2013 года по повышению государственной социальной политики
рис.2 Расходы консолидированного бюджета за 2015г.
Бюджет 2015 года по функциональной структуре является социально ориентированным.
Так, на социальные мероприятия приходится 72,1% от общих расходов. Из них на:
· образование – 34,2%;
· культуру, кинематографию – 2,8%;
· здравоохранение – 13,3%;
· социальную политику – 19,4%;
· физическую культуру и спорт – 2,4%.
На общеэкономические вопросы в бюджете приходится 17,1% от общей суммы кассового расхода, в том числе на национальную экономику – 12,9%;
· жилищно-коммунальное хозяйство – 4,1%;
· охрану окружающей среды – 0,1%.
Организация вопросов общегосударственного характера занимает в расходах консолидированного бюджета 10,7%,
· из них общегосударственные вопросы – 8,5%;
· национальная оборона – 0,1%;
· нац. безопасность и правоохранительная деятельность 0,4%;
· средства массовой информации – 1,5%;
· обслуживание государственного и муниципального долга – 0,2%
Финансирование управлением дефицитом
Дефицит республиканского бюджета, дефицит на очередной финансовый год устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением следующих ограничений:
- дефицит республиканского бюджета не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов республиканского бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Если же межбюджетные трансферты из федерального бюджета в республиканский бюджет превышали 60% от общего годового объема консолидированного республиканского бюджета, то дефицит республиканского бюджета не может превышать 10% от утвержденного общего годового объема республиканского бюджета, без учета утвержденных безвозвратных перечислений;
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета:
В состав источников внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета включаются:
- Средства, поступившие от размещения республиканских ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
- Бюджетные кредиты;
- Кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
- Иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности региона;
- Поступления от реализации региональных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- Курсовая разница по средствам бюджета;
- Прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
В состав источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета включаются:
- Средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
- Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета