Понятие участников проекта. Состав участников проекта. Роль и функции основных участников.

Участники проекта –Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.

Четко определить полный состав участников проекта часть бывает достаточно сложной задачей. Если состав и содержание работ и функций по управлению проектом от случая к случаю остается относительно постоянным, то состав участников проекта, их роли, функции, полномочия, обязанности и полномочия могут меняться в каждом конкретном случае.

Состав участников проекта, их роли, функции, полномочия, обязанности и ответственности зависят :

• от типа, вида, масштаба и сложности проекта;

• от того, на какой стадии/фазе жизненного цикла находится проект в данный момент времени.

Как правило, основными (ключевыми) участниками проектаявляются:

Заказчик- главная сторона, заинтересованный в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к проекту, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, заключает контракты с основными исполнителями проекта и несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта или делегирует основному исполнителю эту функцию, несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом и т.п.

Клиент- индивидуум или организация, которая будет использовать продукты проекта. Это могут быть также группы клиентов.

Спонсор- индивидуум или группа в исполняющей организации, которая обеспечивает финансовые, материальные и человеческие и другие ресурсы для осуществления проекта.

Управляющий(главный менеджер) проекта- физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Он является индивидуально ответственным за осуществление проекта.

Команда проекта–специфическая организационная структура, совокупность физических и юридических лиц и их групп, объединенных целевым образом для осуществления проекта.

Создается на период осуществления проекта. Главная задачакоманды проекта – осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.

Команда управления проектом- специфическая организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Главная задача команды управления проектом – осуществление функций управления проектом для эффективного достижения целей проекта.

Возможными участниками проектамогут быть:

Инициатор- сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта, но деловая инициатива по осуществлению проекта в конечном счете должна исходить от обретенного проектом заказчика.

Инвестор- сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов.

Цель инвесторов – максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.

Контрактор (генеральный контрактор)– сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту.

Субконтрактор– вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

Проектировщик- юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно-изыскательские работы в рамках проекта. Вступает в договорные отношения с генконтрактором проекта или непосредственно с заказчиком.

Генеральный подрядчик- юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком. Несет ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. Подбирает и заключает договоры с субподрядчиками на выполнение отдельных работ и услуг.

Поставщики- субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.

Лицензоры/Лицензирующие организации- организации, выдающие лицензии на право владения земельным участком, ведение торгов, выполнения определенных видов работ и услуг и т.п.

Органы власти- сторона, удовлетворяющая свои интересы путем получения налогов от участников проекта, выдвигающая и поддерживающая экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

Владелец земельного участка- юридическое или физическое лицо, являющееся владельцем участка земли, вовлеченного в проект.

Производитель конечной продукции проекта– осуществляет эксплуатацию созданных

основных фондов и производит конечную продукцию.

Потребители конечной продукции– юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.

Взаимодействие участников проекта обеспечивается командой проекта в рамках созданной организационной структурыпроекта.

7. Понятие и разновидности организационных структур проекта. Зависимость организационной структуры проекта (OBS) от структурной декомпозиции проекта (WBS).

Организационная структура проекта(Project Organisation) – наиболее соответствующая проекту временная организационная структура, включающая всех его участников и создаваемая для успешного достижения целей проекта.

Разработка организационной структуры проекта включает:

• идентификацию всех организационных единиц;

• определение ролей участников проекта и их взаимодействия;

• определение ответственности и полномочий;

• распределение ответственности и полномочий между организационными единицами структуры;

• разработку инструкций, регламентирующих взаимодействия в структуре и рабочие процедуры.

В зависимости от степени интегрированности управления проектами в общую организационную структуру компании (родительской организации) могут быть выделены четыре основных типа организационных структур компаний:

1 функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации;

К основным преимуществам можно отнести:

уверенность членов команды в завтрашнем дне — после оконча­ния проекта члены команды возвращаются в свои функциональ­ные подразделения;

выполнение функциональных обязанностей в проекте, как пра­вило, по своей специализации.

К основным недостаткам можно отнести:

двойное подчинение персонала команды — руководителю проек­та и руководителю функционального подразделения;

иерархическая система взаимодействий и принятия решений;

зависимость менеджера проекта от функционального руководи­теля при формировании команды;

ограниченные возможности для профессионального роста членов команды;

сложности персонала команды в организации своей двойной дея­тельности — как члена команды проекта, и как сотрудника функ­ционального подразделения.

2 проектная структура предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации;

Преимущества:

• определение четкой роли менеджера проекта;

• задействование персонала в работе команды до 100%;

• определение четкой ответственности каждого члена команды;

• заинтересованность в слаженности совместной работы;

• отслеживание затрат и хода выполнения;

• оперативное принятие решений;

• прямые отношения с заказчиком;

• использование стандартных процессов.

Недостатки:

• размывание специализации сотрудников;

• перенос внимания с технической на административную сторону работы;

• снижение роли функциональных руководителей;

• неуверенность членов команды в завтрашнем дне после оконча­ния проекта.

3 матричная структурапреимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены три разновидности матричной структуры проекта: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию работ по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за достижение целей проекта.

К преимуществам и недостаткам матричной структуры в зависимо­сти от ее разновидности можно отнести преимущества и недостатки функциональной и проектно-ориентированной структуры. Основным преимуществом матричной структуры является уверенность членов команды в продолжении своей профессиональной деятельности после окончания проекта.

Смешанная структура

Организационная структура проекта является динамической структурой, которая претерпевает изменения в процессе осуществления проекта. Эти изменения зависят от фаз жизненного цикла проекта, типов, используемых в проекте контрактов и других условий выполнения проекта.

В рамках эволюции проекта возможны изменения и самих типов представленных выше организационных структур. В этом случае целесообразно использование декомпозиции организационной структуры.

Наши рекомендации