Понятие участников проекта. Состав участников проекта. Роль и функции основных участников.
Участники проекта –Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
Четко определить полный состав участников проекта часть бывает достаточно сложной задачей. Если состав и содержание работ и функций по управлению проектом от случая к случаю остается относительно постоянным, то состав участников проекта, их роли, функции, полномочия, обязанности и полномочия могут меняться в каждом конкретном случае.
Состав участников проекта, их роли, функции, полномочия, обязанности и ответственности зависят :
• от типа, вида, масштаба и сложности проекта;
• от того, на какой стадии/фазе жизненного цикла находится проект в данный момент времени.
Как правило, основными (ключевыми) участниками проектаявляются:
Заказчик- главная сторона, заинтересованный в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к проекту, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, заключает контракты с основными исполнителями проекта и несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта или делегирует основному исполнителю эту функцию, несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом и т.п.
Клиент- индивидуум или организация, которая будет использовать продукты проекта. Это могут быть также группы клиентов.
Спонсор- индивидуум или группа в исполняющей организации, которая обеспечивает финансовые, материальные и человеческие и другие ресурсы для осуществления проекта.
Управляющий(главный менеджер) проекта- физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Он является индивидуально ответственным за осуществление проекта.
Команда проекта–специфическая организационная структура, совокупность физических и юридических лиц и их групп, объединенных целевым образом для осуществления проекта.
Создается на период осуществления проекта. Главная задачакоманды проекта – осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.
Команда управления проектом- специфическая организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Главная задача команды управления проектом – осуществление функций управления проектом для эффективного достижения целей проекта.
Возможными участниками проектамогут быть:
Инициатор- сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта, но деловая инициатива по осуществлению проекта в конечном счете должна исходить от обретенного проектом заказчика.
Инвестор- сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов.
Цель инвесторов – максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.
Контрактор (генеральный контрактор)– сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту.
Субконтрактор– вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.
Проектировщик- юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно-изыскательские работы в рамках проекта. Вступает в договорные отношения с генконтрактором проекта или непосредственно с заказчиком.
Генеральный подрядчик- юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком. Несет ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. Подбирает и заключает договоры с субподрядчиками на выполнение отдельных работ и услуг.
Поставщики- субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.
Лицензоры/Лицензирующие организации- организации, выдающие лицензии на право владения земельным участком, ведение торгов, выполнения определенных видов работ и услуг и т.п.
Органы власти- сторона, удовлетворяющая свои интересы путем получения налогов от участников проекта, выдвигающая и поддерживающая экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.
Владелец земельного участка- юридическое или физическое лицо, являющееся владельцем участка земли, вовлеченного в проект.
Производитель конечной продукции проекта– осуществляет эксплуатацию созданных
основных фондов и производит конечную продукцию.
Потребители конечной продукции– юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.
Взаимодействие участников проекта обеспечивается командой проекта в рамках созданной организационной структурыпроекта.
7. Понятие и разновидности организационных структур проекта. Зависимость организационной структуры проекта (OBS) от структурной декомпозиции проекта (WBS).
Организационная структура проекта(Project Organisation) – наиболее соответствующая проекту временная организационная структура, включающая всех его участников и создаваемая для успешного достижения целей проекта.
Разработка организационной структуры проекта включает:
• идентификацию всех организационных единиц;
• определение ролей участников проекта и их взаимодействия;
• определение ответственности и полномочий;
• распределение ответственности и полномочий между организационными единицами структуры;
• разработку инструкций, регламентирующих взаимодействия в структуре и рабочие процедуры.
В зависимости от степени интегрированности управления проектами в общую организационную структуру компании (родительской организации) могут быть выделены четыре основных типа организационных структур компаний:
1 функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации;
К основным преимуществам можно отнести:
уверенность членов команды в завтрашнем дне — после окончания проекта члены команды возвращаются в свои функциональные подразделения;
выполнение функциональных обязанностей в проекте, как правило, по своей специализации.
К основным недостаткам можно отнести:
двойное подчинение персонала команды — руководителю проекта и руководителю функционального подразделения;
иерархическая система взаимодействий и принятия решений;
зависимость менеджера проекта от функционального руководителя при формировании команды;
ограниченные возможности для профессионального роста членов команды;
сложности персонала команды в организации своей двойной деятельности — как члена команды проекта, и как сотрудника функционального подразделения.
2 проектная структура предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации;
Преимущества:
• определение четкой роли менеджера проекта;
• задействование персонала в работе команды до 100%;
• определение четкой ответственности каждого члена команды;
• заинтересованность в слаженности совместной работы;
• отслеживание затрат и хода выполнения;
• оперативное принятие решений;
• прямые отношения с заказчиком;
• использование стандартных процессов.
Недостатки:
• размывание специализации сотрудников;
• перенос внимания с технической на административную сторону работы;
• снижение роли функциональных руководителей;
• неуверенность членов команды в завтрашнем дне после окончания проекта.
3 матричная структурапреимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены три разновидности матричной структуры проекта: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию работ по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за достижение целей проекта.
К преимуществам и недостаткам матричной структуры в зависимости от ее разновидности можно отнести преимущества и недостатки функциональной и проектно-ориентированной структуры. Основным преимуществом матричной структуры является уверенность членов команды в продолжении своей профессиональной деятельности после окончания проекта.
Смешанная структура
Организационная структура проекта является динамической структурой, которая претерпевает изменения в процессе осуществления проекта. Эти изменения зависят от фаз жизненного цикла проекта, типов, используемых в проекте контрактов и других условий выполнения проекта.
В рамках эволюции проекта возможны изменения и самих типов представленных выше организационных структур. В этом случае целесообразно использование декомпозиции организационной структуры.