Модель врума-джаго

Виктор Врум и Артур Джаго разработали модель участия сотрудников в принятии решений 14. Модель включает в себя три основных блока: стили руководства, набор диагностических вопросов для анализа ситуации, в которой принимается решение, и набор правил принятия решений.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА.В модели выделяются пять уровней участия подчинен­ных в принятии решений, от предельно автократического до предельного демокра­тичного (см. табл. 9.3). Автократические стили руководства обозначаются как AI и АИ, консультативные — KI и КП, групповой стиль обозначается буквой Г. В каждой конкретной ситуации менеджер должен выбрать один из них, наиболее адекватный (принять самостоятельно решение (AI), сделать свой выбор после консультаций с подчиненными (KI) или согласиться с коллективным решением (Г)).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.Как менеджеру определить наиболее адекват­ный ситуации стиль руководства? Степень участия сотрудников в процессе принятия

Таблица 9.3.Пять стилей принятия решения

Стиль принятия решения Описание
Предельно автократический AI Менеджер анализирует ситуацию, используя всю имеющуюся информацию, и принимает самостоятельное решение
АИ Менеджер получает от подчиненных необходимую информацию и принимает самостоятельное решение
KI Менеджер в частном порядке обсуждает проблему с компетентными в данном вопросе подчиненными, выслушивает их идеи и предложения, а затем принимает решение
КП Менеджер знакомит группу подчиненных с проблемой, выслушивает идеи и предложения коллектива, а затем принимает решение
Предельно Демократичный Г Менеджер знакомит группу подчиненных с проблемой, выполняя главным образом роль председателя собрания. Он не пытается навязать группе «свое» решение и готов принять любой выбор группы
Обозначения: А — автократический стиль руководства, К — консультативный, Г — групповой стиль.

Источник: Victor H. Vroom and Arthur A. Jago, The New Leadership: Managing Participation in Organizations, Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1988.



Часть 3. Планирование

Глава 9. Принятие управленческих решений




решения зависит от ответов на восемь диагностических вопросов относительно самой проблемы, необходимого уровня качества решения и важности вовлечения подчиненных в процесс.

1. Требования к качеству (ТК): Как оценивается значение качества этого решения? Если
для достижения желаемых результатов необходимо высококачественное решение
лидер должен принимать активное участие в процессе выбора.

2. Требования к участию (ТУ): Насколько важноучастие подчиненных в принятии реше­
ния? Еслт реализация решения требует участия работников в его принятии, руково­
дитель обязан привлечь сотрудников к процессу выбора.

3. Имеющаяся у лидера информация (ИЛ): Достаточным ли для принятия высококаче­
ственного решения объемом информации располагает лидер? Если руководитель ощу­
щает недостаток информации или опыта, он должен подключить к процессу приня­
тия решения подчиненных.

4. Структура проблемы (СП): Хорошо ли структурирована проблема? Если проблема
сформулирована расплывчато, лидеру необходимо обменяться информацией со сво­
ими сотрудниками, чтобы уточнить проблему и определить возможные решения.

5. Поддержка решения (ПР): Еслименеджер примет самостоятельное решение, поддер­
жат ли его сотрудники? Если подчиненные беспрекословно выполняют распоряже­
ния руководителя, их участие в процессе принятия решения не имеет особого значе­
ния.

6. Согласованность целей (СЦ): Разделяют ли сотрудники цели организации, на достиже­
ние которых направлено устранение проблемы? Если работники не разделяют общеор­
ганизационных целей, лидер не имеет права оставлять решение на усмотрение груп­
пы.

7. Конфликт между подчиненными (КП): Возможноли возникновение конфликта между
сотрудниками относительно предпочтительного варианта решения? Разногласия ра­
ботников можно разрешить, позволив им участвовать в обсуждении решения и его
принятии.

8. Доступ подчиненных к информации (ИП): Достаточно ли у подчиненных информации,
чтобы принять высококачественное решение? Если да, менеджер может предоставить
им дополнительные полномочия по принятию решения.

Возможно, вам покажется, что предложенные авторами модели вопросы излиш­не детализируют управленческую ситуацию, но ответы на них позволяют быстро сузить число доступных менеджеру вариантов и выявить наилучший уровень уча­стия подчиненных в процессе принятия решения.

ВЫБОР СТИЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.На рис. 9.3 представлена диаграмма, по­зволяющая окончательно определить стиль участия менеджера в процессе принятия решения. Начинать следует с левой части диаграммы, т. е. с ответа на вопрос ТК: как оценивается значение качества решения? Если оно имеет высокую значимость, ме­неджер переходит к вопросу ТУ: как оценивается участие подчиненных в принятии решения? Если оно имеет большое значение, осуществляется переход к вопросу ИЛ: позволяет ли имеющаяся у менеджера информация принять высококачественное ре­шение? В случае положительного ответа менеджер переходит к вопросу ПР, так как вопрос СП в данном случае будет неуместен. Научиться использовать эту модель и адаптировать свой стиль лидерства к каждой конкретной ситуации очень просто.

Нередко ситуация складывается таким образом, что одинаково приемлемыми оказываются несколько стилей принятия решения. В таких случаях В. Врум и

А Джаго рекомендуют учесть, что автократические стили позволяют сэкономить время, при этом качество решения остается высоким. С другой стороны, многие 1аботники стремятся к большей степени вовлеченности в процесс принятия ре­шений, поэтому менеджерам следует по возможности привлекать подчиненных к участию в управлении.

Представленное дерево решений, безусловно, далеко от идеала; вместе с тем это полезный инструмент для всех, кто принимает решения15. Число сторонников этой модели продолжает пополняться16. Одно из первых «крещений боем» модель Вру-ма—Джаго прошла в компании Barouh-Eaton Allen.

Наши рекомендации