Субъекты управления проектами: состав участников проекта, команды проекта, управляющий проектом

Участники проекта(Stakeholders) – физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта. При этом они могут существенно повлиять на достижение результатов проекта.

Ими могут быть роли, которые могут быть совмещены в одном лице или организации.

Все участники сгруппированы:

1) Основные или ключевые – это роли, которые всегда присутствуют в проекте в явном или не явном виде.

2) Возможные участники проекта – это роли, наличие которых зависит от конкретного проекта.

Количество, состав, функции, полномочия, обязанности участников проекта зависят от:

1) Типа, вида, масштаба и сложности проекта.

2) Жизненного цикла проекта (от осуществляемой фазы).

Ключевые участники:

1) Заказчик – это главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта. Это будущий владелец результата проекта.

2) Клиент (группы клиентов) – физическое или юридическое лицо или лица, которые будут использовать продукты проекта.

3) Спонсор – физическое лицо или группа в исполняющей организации, которые обеспечивают финансовые, материальные, человеческие и др. ресурсы для осуществления проекта (чаще всего это ген. Директор).

4) Управляющий проекта (главный менеджер проекта) – физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами проекта.

5) Команда проекта (КП) – это совокупность физических и юридических лиц, а также их групп, объединенных целевым образом для осуществления работ по проекту. Координация действий по проекту.

6) Команда менеджмента проекта (КМП) – специфическая орг. Структура, возглавляемая главным менеджером на период осуществления проекта. Основные функции связаны с управлением проекта.

Возможные участники:

1) Инициатор.

2) Инвестор.

3) Контрактор.

4) Проектировщик

5) И т.д.

Классификация команд:

1) Команды, создающие что-либо новое для организации или выполняющие новую работу, которая ранее не осуществлялась. Это проектная команда.

2) Команды, имеющие дело с проблемами, целями и задачами на предприятии через анализ, контроль и рекомендации. Это аудиторские команды, группы оценки качества.

3) Команды, не являющиеся специальными, которые являются постоянной частью организационного развития и чья деятельность направлена на выполнение повторяющихся работ или осуществления процесса производства. Это производственные команды, сбытовые команды, обслуживающие команды, маркетинговые и т.д.

4) Команды многоисполнительской управленческой природы. Имеют форму исполнительных комитетов. Это совет директоров, топ менеджмент компании, учредительные комитеты, собрания акционеров и пр.

  КП КМП
Состав В состав входит персонал, включает технический и временный, а также различные участники и лица представляющие интересы стейкхолдеров Физически лица, непосредственно осуществляющие менеджерские функции. Так же члены КП, осуществляющие другие функции УП.
Задачи Исполнение всех функций и работ в проекте, по ходу его осуществления Осуществление политики и стратегии проекта, определение ресурсного потенциала, осуществление тактического менеджмента, выполнение всех управленческих функций в проекта
  Обе команды имеют временный характер существования

Стадии жизни команды:

1) Образование – здесь члены команды объединяются со стремлением к взаимному сотрудничеству.

2) Интенсивное формирование – в начале работы может оказаться, что некоторые члены команды имеют свое мнение относительно способов достижения целей проекта. Такая ситуация может приводить к конфликтам и спорам.

3) Нормализация деятельности – члены команды приходят к взаимопониманию. Разрабатываются нормы, правила, на основе которых будет построена дальнейшая работа команды.

4) Исполнение планов по выполнению проектов. Мотивация членов команды высокая, высокая эффективность работы на протяжении всего периода осуществления проекта.

5) Трансформация команды или ее расформирование. По окончании проекта команда всегда расформировывается, отдельные ее члены могут привлекаться в другие проекты.

Управляющий проектом - это лицо, ответственное за управление проектом и результатом его осуществления.

Позиция управляющего по отношению к проекту:

1) Всегда одна в проекта.

2) Полностью отвечает за проект.

Ответственность управляющего:

1) Разработка Плана проекта (совместно с командой).

2) Создание и развитие команды проекта.

3) Обеспеченье политики и достижение целей проекта.

4) Решение задач и получение результатов проекта.

5) Управление конфликтами в проекте.

6) Эффективное управление ресурсами проекта.

7) Проведение переговоров и деловых совещаний.

8) Формирование и обеспеченье систем мониторинга и контроля изменений в проекте.

9) Определение приоритетов проекта.

Для руководителя проекта помимо административных функций управления характеры специфические для УП функции:

1) Функция пилотирования (лидерства). Проявляется в способности принимать и корректировать решения на каждой стадии его выполнения для достижения поставленных целей в проекте.

2) Функция мобилизации ресурсов. Предполагает способность управляющего проекта оценивать, искать и мобилизировать имеющиеся внутренние ресурсы, а также привлекать внешние ресурсы для эффективного выполнения проекта и его развития.

3) Функция коммуникации. Проявляется в способности управляющего устанавливать и поддерживать связи как между членами команды, а также между другими участниками. А также проявляется в умении использовать эти связи для обеспеченья эффективной работы по проекту.

Наши рекомендации